Если заглянуть в историю, то очень давно, лет семьсот назад, некий монастырский мастер, работая над венецианским зеркалом, пролил несколько расплавленных капель стекла на каменный полированный стол. Подняв с камня овальное стеклышко и взглянув сквозь него, мастер увидел мир четких линий и безупречных форм. Скорее всего, это и была первая в мире линза. Потом полезное открытие подверглось существенным доработкам, были придуманы разнообразные оправы, элементы соединения. А спустя еще некоторое время какой-то чудак придумал способ затемнения стекла для защиты глаз от яркого солнца. В конце XVIII века темные очки разнообразных форм и цветов стали чем-то вроде знака, посредством которого их владелец сигнализировал окружающим о своей принадлежности к образованному слою или особо продвинутым модникам.
Сегодня российский рынок очков можно считать вполне сформированным. Он пока уверенно идет по пути предложения потребителю продукции все более высокого качества, постепенно вытесняя низкосортный товар и контрафактную продукцию.
Российский потребитель уже привыкает следить за модой, все больше предпочитая покупать очки из последних коллекций. С точки зрения потребителя, выбор очков у нас огромен. Однако те, кто работает на рынке, так не считают. По их мнению, ассортимент очков у нас пока довольно скромный, поскольку большинство предложений - это очки среднего ценового уровня, которые поставляются из Италии.
Если же говорить об очках не только как о приборе для коррекции зрения, но и как о средстве имиджа, то в первую очередь нужно сделать акцент на оправах.
Оправы - достаточно сложные изделия (для производства высококачественной металлической оправы необходимо осуществить около 250 технологических операций, а для производства пластмассовой - 120-180).
Нужно отметить, что к оправам российского производства у операторов рынка отношение довольно скептическое. Одни из них считают, что отечественный производитель ничего путного не делает. Линзы - еще куда ни шло. По мнению других, российские предприятия начинают осваивать производство соответствующих мировым стандартам оправ, правда, не ищут свой путь, а работают по итальянским лицензиям. Впрочем, эксперты считают, что эксклюзивности здесь ждать не приходится, но качественный средний уровень эти производители обеспечить в состоянии. Именно в среднем сегменте сейчас выстраиваются крупные компании, развивающие свои торговые сети. Специалисты считают, что хорошо развит нижегородский рынок, а питерский, пожалуй, кое в чем обогнал московский.
На сегодняшний день мировым лидером по производству оправ и солнцезащитных очков является Италия, которая в значительной степени опережает все остальные страны. Итальянская оптическая индустрия - это 1410 компаний, 240 из которых - крупные. Итальянцы являются держателями более 52 лицензий на производство очков известных марок. Продажи итальянской оптики в 2001 году составили 1,468 миллиона евро. В то же время мелкие и средние предприятия сталкиваются с определенными трудностями, вызванными конкуренцией с более дешевыми оправами из Юго-Восточной Азии.
В этих странах действует огромное количество предприятий очковой оптики. К примеру, Гонконг является вторым после Италии экспортером очков. По данным Совета по развитию торговли Гонконга, в 2001 году экспорт изделий очковой оптики составил 6,761 миллиона гонконгских долларов. Собственно, в Китае производится еще больше очков. В 2001 году экспорт китайских очков составил 800 миллионов долларов.
Оптическое производство Японии находится на передовых рубежах современной оптики как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения применяемых технологий. Для специалистов далеко не секрет, что 50 процентов оправ из титана самых знаменитых коллекций производится в Японии.
Что касается цен на оправы, то они достаточно разнообразны. Так, оправы отечественного производства из пластмассы стоят от 80 до 500 рублей, из металла - от 130 до 3000 рублей. А вот оправа итальянского производства или производства Германии обойдется уже от 100-250 долларов и выше.