Программа развития села

- Это как бы стимулятор привлечения средств регионов, - комментирует заместитель руководителя Департамента социального развития Минсельхоза РФ Герман Коровин. - По условиям Программы, федеральный бюджет должен помогать в том случае, если в соответствующих пропорциях выделяются средства на местах. На строительство жилья Москва выделяет 30 процентов средств конкретно каждому индивидуальному застройщику, причем уже после того, когда сам он вложит столько же собственных денег, и еще 40 процентов оплатит регион из казенных средств, а также из бюджетов местной власти и внебюджетных источников. Примерно в таких же пропорциях федеральный бюджет финансирует газификацию сел (20 - 25 проц.) и строительство систем водоснабжения (35 проц.). Но уже в следующем году доля центра в строительстве водопроводов заметно упадет - до 20 процентов затрат. Далее - еще меньше. Начиная с 2005 года удельный вес федерального финансирования по ряду направлений будет сокращен до 5 процентов. Так, к сожалению, предусмотрено Программой.

Из этого следует, что регионам есть смысл поторопиться, чтобы максимально извлечь пользу из условий Программы, получить из центра предлагаемые деньги на реанимацию социально значимых объектов. Но на местах это обстоятельство учитывают по-разному и не всегда адекватно. Хотя Минсельхоз заключил с главами субъектов Федерации двусторонние соглашения о сотрудничестве, где приняты условия софинансирования социального обустройства сел. Герман Коровин, ссылаясь на данные регионов, отметил, что многие из них максимально близки к выполнению своих обязательств. Среди них Чувашия, об активном социальном устройстве которой наша газета на днях рассказывала.

Недавно в этой республике состоялось Всероссийское совещание с участием сразу двух вице-премьеров Правительства страны - Алексея Гордеева и Галины Кареловой, а также многих министров и руководителей ведомств страны и регионов. На примере Чувашии участники совещания увидели, как можно реализовать федеральные и региональные программы даже в условиях, когда бюджет не имеет широкой возможности решать абсолютно все задачи социального развития села. Здесь исходят из того, что реформирование сельского хозяйства необходимо поддерживать активными социальными преобразованиями. Сполна финансируются масштабные целевые программы по газификации села, жилищному и дорожному строительству, привлекаются инвестиции в здравоохранение, образование, культуру, информатизацию. Только в нынешнем году на сельскую социалку республиканский бюджет выделил 1,9 миллиарда рублей, еще 1 миллиард запланировано привлечь из внебюджетных фондов. Эти цифры не могут не удивлять, ведь они под стать соответствующей статье федерального бюджета. Опытом Чувашии грех не воспользоваться и в других регионах.

Также близки к выполению обязательств Самарская, Калужская, Пермская области. Есть в Программе нюанс, на который нельзя не обратить внимания: строительство газо- и водопроводов Москва финансирует по результатам отчетов регионов об освоении средств на объектах. Так вот, это обстоятельство, вероятно, и соблазняет кое-кого привлекать как бы авансом деньги из центра. А, получив транш, своих средств там вкладывать не торопятся. Такой принцип "софинансирования" просматривается, в частности, в Тульской, Ульяновской, Курганской областях. Правда, еще не вечер, и до конца года еще есть время, но чудес не бывает, тенденция очевидна. И она чревата тем, что поступления федеральных средств в пассивные регионы могут быть значительно сокращены. Словом, до 2005 года еще есть немного времени, когда Программа дает максимум возможностей для социального обустройства села. Выводы очевидны.