Cтройкомплекс без комплексов

Что предполагает стратегия? В стройкомплексе ожидается темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на уровне 8-10 процентов в год. Темпы роста объемов работ по договорам строительного подряда - 6-8 процентов.

Годовой ввод жилья всех форм собственности достигнет 80 миллионов квадратных метров. Доля импортных стройматериалов снизится до 4-5 процентов.

Восстановить утраченные за последние полтора десятка лет позиции крайне трудно, но жизненно необходимо. Именно острота назревших в экономике и социальной сфере проблем и их масштабы делают строительство особенно привлекательным для бизнеса.

Выступая в Казани, вице-премьер Владимир Яковлев так охарактеризовал ситуацию:

- Ветхий и аварийный жилой фонд в России достиг 87 миллионов квадратных метров. И каждый год будет прибавляться по 25-30 миллионов квадратных метров. Почти триста миллионов квадратных метров составляет жилой фонд, который никогда капитально не ремонтировался.

В централизованном теплоснабжении потери оцениваются в 37 процентов. В водоснабжении на протечки уходит 30 процентов. Между тем население оплачивает уже 72 процента коммунальных услуг, а еще десять лет назад - полтора процента. Но в предлагаемые тарифы заложены все технические недоработки коммунальщиков. Коэффициент полезного действия наших тепловых источников находится в диапазоне от 20 до 40 процентов. Есть ТЭЦ, где эксплуатируется оборудование 20 - 30-х годов, модернизированное в 50 - 70-е годы прошлого века. Дефицит очистных сооружений составляет 2 миллиарда кубометров, а 12 миллиардов неочищенных или плохо очищенных стоков ежегодно сбрасываются в открытые водоемы. Что же мы скажем поколению, идущему нам на смену? На всю Россию есть всего 12 утвержденных по всем новым правилам генпланов. Остальные города используют документацию 20-30-летней давности. В законодательном порядке необходимо прекратить вакханалию варварской застройки.

В кризисные времена экономику выводило из депрессии именно строительство. Так было в США, Канаде, других странах. Уверен, что так будет и в России. В 1986 году Россия - не СССР, а именно Россия - ввела 76 миллионов квадратных метров жилья, а в прошлом году - 33 миллиона. Значит, есть куда расти даже в рамках РФ. Обозначенные Госстроем 80 миллионов в 2010 году, думается, цифра не окончательная, во всяком случае ниже нормативной.

Слова вице-премьера подтверждаются приведенными на совещании расчетами ЦНИИЭП жилища. Во всем мире ввод жилья учитывается на душу населения. В России по такой методике он был в 1986 году 0,47 квадрата, тогда как в США, Японии, Европе счет шел и продолжает идти на целые квадратные метры. У нас в прошлом году введено 0,23 квадратных метра на человека. Получается, что к 2010 году поставлена цель выйти на уровень 1986-го, хотя качество и комфортность, конечно же, не сравнимы. Такая вот стратегия.

Председатель Госстроя Николай Кошман говорил о том, что вскоре семья из трех человек сможет за три года обеспечить себя 54-метровой трехкомнатной квартирой. На вопрос нашего обозревателя, какими должны быть при этом семейный доход и стоимость квадратного метра, Н. Кошман назвал 18 тысяч на трех работающих и 9000 рублей за квадрат. Учитывая, что в современной России основная часть большинства семейных бюджетов расходуется на еду, такой расчет, мягко говоря, не убедителен. Но другого нет.

- Проблема реконструкции устаревших жилых домов созрела настолько, что, по мнению специалистов, задержка с ее проведением еще на 10-15 лет может привести к необходимости сноса домов, а в ряде городов это 20 и более процентов существующей застройки, - отметил председатель Госстроя. - Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость в разработке финансовых инструментов, экономических механизмов, а также организационных и правовых мер, обеспечивающих создание благоприятных условий по привлечению различных источников для финансирования работ по реконструкции устаревшего жилого фонда. Указанные разработки могут быть использованы при подготовке национальной, а также региональных (городских) программ реконструкции жилых домов, не подлежащих сносу.

В Татарстане, к примеру, такой инструмент был найден. Все предприятия вот уже семь лет перечисляют один процент от реализуемой продукции в специальный фонд переселения из ветхого жилья. Президент республики Минтимер Шаймиев заявил, что в будущем году программа будет завершена полностью. И это уже сейчас видно по заметно похорошевшей к своему тысячелетию Казани. Кстати, продажа земли, освобожденной от ветхих построек, тоже дает прибавку местному бюджету. Но... По словам президента Татарстана, к этому опыту с подозрением отнеслась Генпрокуратура России.

- Пример недорогого и долгосрочного кредитования должны показать банки с государственным участием, - заметил М. Шаймиев. - Однако даже Сбербанк, где аккумулированы народные деньги, предпочитает супермаркеты ипотеке.

На заседании Правительства РФ Михаил Касьянов также выразил недоумение слабой активностью финансовых институтов в ипотечном кредитовании. "Деньги в стране есть", - заметил премьер.

Стратегия развития строительного комплекса определялась исходя из основных макроэкономических показателей, разработанных Минэкономразвитием. Жизнь, естественно, внесет свои коррективы, надеюсь, в лучшую сторону. Но прогнозируемая эффективность развития стройкомплекса, безусловно, впечатляет.

Например, увеличится налогооблагаемая база организаций и предприятий не менее чем в 1,5-2 раза. При этом ежегодные прибыль предприятий и организаций, налоговые платежи в бюджеты всех уровней и поступления во внебюджетные фонды возрастут более чем на 30 миллиардов рублей. Практически будет реализована одна из важнейших социальных задач, направленных на обеспечение комфортным жильем населения России.

Внедрение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, значительно снизить эксплуатационные расходы. Проводимая модернизация жилищного фонда и объектов ЖКХ дает возможность сократить стоимость коммунальных услуг в среднем на 20 процентов, достигнуть резкого сокращения дотации из бюджета на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Более чем на миллион человек возрастет занятость населения в строительном комплексе.

Возрастет в несколько раз экспорт продукции промышленности строительных материалов в страны СНГ и дальнего зарубежья. Будет ослаблена зависимость от импорта продукции и изделий строительного назначения.

При этом, по многочисленным расчетам отдельных проектов и программ, затраты окупаются менее чем за 3 года.