Проблематика Союза или Союзного государства не затрагивается и в высших учебных заведениях, готовящих кадры экономистов, юристов и т.п. Да, в рамках совместных программ Союзного государства, финансируемых из союзного бюджета, в Минске действует филиал Московского государственного социального университета, где готовят специалистов - социальных работников для нужд Союзного государства. Другим направлением является обучение белорусских военнослужащих в высших учебных заведениях России. На этом перечень тем совместного обучения заканчивается.
Впрочем, есть и иные примеры. Во Всероссийской академии внешней торговли в Москве уже не первый год студентам и слушателям преподается специальный курс, посвященный строительству экономических основ Союзного государства. Начинается курс с рассмотрения теории региональных интеграционных объединений в условиях глобализации мирового хозяйства. Изучается природа региональной экономической интеграции, ее предпосылки и закономерности развития, мировой опыт организации межгосударственных экономических формирований, проблемы реинтеграции постсоветского экономического пространства.
Следующий раздел посвящен взаимной торговле государств - участников СНГ. В этом разделе рассматриваются основные тенденции развития хозяйственного потенциала стран СНГ и проблемы экономического взаимодействия государств Содружества в постсоветский период, характеристика взаимной торговли государств Содружества на современном этапе. В третьем разделе курса рассмотрены концептуальные и практические аспекты формирования механизма торгово-экономического сотрудничества стран СНГ. В нем подробно рассматриваются режимы торговли: проблематика зоны свободной торговли, строительства Таможенного союза, включая проблематику ВТО. Отдельным разделом изучается создание общего таможенного тарифа государств - участников Таможенного союза и вопросы защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции. Заключительный, четвертый раздел - "Союз Беларуси и России", наиболее подробно разработан и, кстати, вызывает повышенный интерес у студентов и слушателей академии.
Нет смысла подробно описывать данный раздел учебной программы, однако следует уточнить, что логика его построения исходит из эволюции торговых режимов, переходя от низших видов экономической интеграции к высшим ее формам. Конечно, такой сложный специальный курс мне помогали создать мои коллеги не только в академии, но и из органов интеграции - Исполкома СНГ, Евразийского экономического союза. Помогают мне его читать ведущие специалисты в данной области, в том числе из профилирующих российских министерств. Заключительный раздел спецкурса уже не один год читает Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин.
Что вызывает некоторое беспокойство? Прежде всего то, что такой курс является уникальным в системах высшего образования и в России, и в Беларуси. Ни в одном другом высшем учебном заведении наших стран его нет. Курс не тиражируется и, к сожалению, в полной мере не востребован. Система послевузовского образования также не имеет приоритетов, направленных на разработку исследований, посвященных строительству Союзного государства. Являясь членом специализированного ученого совета Института экономических и политических исследований РАН, имею возможность и слежу за тематикой кандидатских и докторских работ, прямо или косвенно касающихся проблематики строительства Союзного государства. Хотел бы ошибиться, но наблюдаемая тенденция говорит о снижении интереса к данной теме, а значит, и количеству работ и их уровню.
Нет необходимости говорить, что Союзное государство строится для молодежи, ей жить в создаваемом государстве. Значит, надо заразить молодежь идеей Союза, мыслью о том, что вместе жить лучше.
Строя Союзное государство, наши страны вступают во Всемирную торговую организацию. Это означает, с одной стороны, что условия присоединения должны координироваться и тщательно выверяться, а потому целесообразно обучать этому предмету вместе и российскую и белорусскую молодежь. С другой стороны, в самое ближайшее время потребуются не десятки, а тысячи специалистов по экономической интеграции, ВТО, союзному строительству. И это также означает, что надо совместно готовить к этому молодежь России и Беларуси. Предусмотрев ряд организационных мероприятий, следует, не теряя времени, начать обучать российскую и белорусскую молодежь союзному экономическому строительству, проблематике таможенно-тарифного регулирования, ВТО. Ведущим высшим учебным заведением данного профиля является Всероссийская академия внешней торговли, на базе которой целесообразно инициировать данный проект. Проблема подготовки кадров становится тем более актуальной, что предстоит большая, кропотливая и высококвалифицированная работа по формированию единого экономического пространства с участием Беларуси, Казахстана, России и Украины, соглашение о создании которого было подписано президентами четырех стран в Ялте в сентябре нынешнего года.