В минувший уик-энд в Кремле прошел концерт группы "Аквариум" под названием "БГ 50", приуроченный к полувековому юбилею Бориса Гребенщикова. Свой юбилей основатель "Аквариума" отметит лишь 27 ноября - надо думать, в узком кругу. Прошедший концерт был просто поводом заранее напомнить миру о знаменательной дате. И собрать в Кремле аншлаг - в зале не было ни одного свободного места.
Сцену ГКД превратили в Летний сад - расставили и там и сям бутафорские статуи и зеленые деревца, среди которых оборудовали помосты и площадки для музыкантов. Концерт начался с исполнения исторической песни "Сидя на красивом холме"; "Аквариум" крайне редко играет эту песню на концертах, и поэтому оценившие подарок постоянные слушатели "Аквариума" немедленно начали хлопать в такт. Обширного экскурса в начала 80-х поначалу не случилось - следом БГ заиграл программу с предпоследней по счету пластинки "Сестра Хаос", однако расположить зал к себе ему удалось с самого начала концерта. После ставшего дежурным набора песен из двух последних альбомов на сцену опустился и скрыл часть группы занавес, а Гребенщиков перешел к исполнению более интимного, бардовского репертуара с похмельно-грустной пластинки "Навигатор". Как и в случае с первой песней концерта, публика не осталась в долгу и отблагодарила музыканта овациями за исполнение хитов прошлых лет. Кульминацией стало исполнение десятилетней давности плача "Кони беспредела" - одной из самых сильных песен БГ за всю историю существования "Аквариума".
Журналистам достались места на самой верхотуре - на таком расстоянии лица и фигуры на сцене выглядели весьма условно. Картина, открывающаяся с такого расстояния, напоминала концерты "Аквариума" 15-летней давности, когда легендарная группа попала из подвалов сразу на стадионы. Стоит отметить - чем дальше точка наблюдения, тем менее заметны изменения, произошедшие с юбиляром.
В середине праздничного шоу на сцену вышли гости - Андрей Макаревич, исполнивший поздравительный романс (БГ сел у ног друга и с улыбкой взирал на него во время поздравления), а также младшие товарищи Бориса Борисовича из группы "Сплин" Александр Васильев (гитара) и Ян Николенко (флейта). Им досталась чувственная и трепетная "Аделаида", которую "сплины" перепели в своей фирменной манере - с растягиванием гласных и голосовыми вибрациями (стоит отметить флейту Николенко, великолепно повторившую соло замечательного и, увы, уже покойного флейтиста "Аквариума" Андрея Романова). Всех удивил и развеселил Вячеслав Бутусов, исполнивший свои "Прогулки по воде" на мотив "Старика Козлодоева" - самого "заезженного" хита "Аквариума".
Пришел поздравить юбиляра и Максим Леонидов, дольше других задержавшийся на сцене и даже исполнивший дуэтом с БГ пару весьма редких песен.
Концерт, помимо репертуарных редкостей, изобиловал разнообразными выдумками и дополнительными элементами шоу - на сцену вместе с группой вышли струнный квартет, джазовая духовая секция и два удивительных музыканта из Барнаула - они играли на заполненных водой стеклянных емкостях. С их помощью были исполнены "Город золотой", "Туман над Янцзы" и другие песни, требовавшие певучего деликатного звука. Не обошлось без старых знакомых: ряд песен исполнялся с участием аккордеониста Сергея Щуракова и флейтиста Олега Сакмарова, ныне занятых собственными проектами. С их помощью ретроспектива "Аквариума" получилась весьма полной - некоторые песни без их участия исполнять просто не имело смысла. Не обошлось без смешных сюрпризов - признавшись залу в том, что ничего не может с собой поделать, БГ исполнил шуточную песню "Коммунисты мальчишку поймали". В самом начале концерта, во время исполнения песни "Брод", две белые статуи вдруг ожили и стали играть друг с другом в салочки... Выходя на бис, БГ с чувством произнес: "Мы приготовили для вас сюрприз... Эту песню обязательно надо исполнить здесь... Она называется... "Песня о матери"..." - и заиграл разудалую "Маму-анархию" Виктора Цоя! Одним словом, было сделано многое для того, чтобы снизить пафос юбилейного мероприятия на самой престижной площадке страны до уровня веселого полукапустника.
Гребенщиков неоднократно признавался, что разнообразные юбилеи, поминки, годовщины и связанные с ними памятные мероприятия оставляют его равнодушным. Так, например, он не принял участия в грандиозном концерте "Кинопробы" в честь юбилея Виктора Цоя (хотя и открыл его для широкой публики - "Кино" стало первым и единственным проектом, спродюсированным БГ). Запретил группе московских музыкантов записывать трибьют-пластинку (то есть сборник перепевок) песен "Аквариума" - из-за той же непереносимости вида мрамора и запаха бронзы. Но при этом Гребенщиков никогда не брезговал использовать любой повод, чтобы собрать побольше публики на свое выступление. Хотя с возрастом, конечно, "Аквариум" начинает относиться к торжественным мероприятиям в свою честь менее спартански: 10-летие "Аквариума" было встречено ударной пьянкой, 20-летие - небольшой книгой об "Аквариуме", написанной журналисткой Ольгой Сагаревой, 30-летие отмечали уже в Лужниках. Не чурается Гребенщиков и разнообразных прямых эфиров, встреч с представителями власти и других мероприятий, называемых на профессиональном жаргоне словом "промо" - это в советское время единственной рекламой были граффити на стенах подъездов, а ныне рынок - хочешь жить, умей вертеться.
Расходились все довольными - солидная группа устроила знатный концерт, и, что называется, "не пересушила", предстала перед публикой живым и веселым существом. Есть же музыканты, которые "играют", а есть - которые "работают", с фирменной отточенностью аранжировок и выражением отраслевой усталости на лице. К счастью, БГ - не из последних; притом что и его есть в чем упрекнуть. Но говорить о пройденном пути и поздравлять прежде времени не будем - примета плохая.