После такого объявления у проходной собирались толпы - желающих было много. И вскоре по улицам Москвы начала ХХ века, построенным на территории крупнейшей киностудии Европы, уже гуляли институтки и гимназисты, юнкера и купеческие сынки, и только для главных ролей понадобились профессиональные актеры, причем высококлассные. Снимается кино о первом террористе советского века - Жорже, он же Борис Савинков, один из руководителей партии эсеров и ее Боевой организации, от руки которой погибли Плеве и великий князь Сергей Александрович. Организатор громких терактов и "Союза защиты родины и свободы", яростный борец с большевизмом, зачинщик Ярославского мятежа и автор книги "Конь бледный", в 1924-м арестованный и в 1925-м покончивший с собой в советской тюрьме. Постановщик фильма Карен Шахназаров дал интервью обозревателю "РГ".
- Чем вас заинтересовала книга террориста о терроре?
- Тема очень актуальная. Боюсь, завтра она будет волновать еще больше. Повесть Савинкова меня интересует давно, как и фигура ее автора. Первый террорист ХХ века, тип ницшеанца, воспитанный не только философией Ницше, но, как ни странно, и романами Достоевского. Книга очень автобиографична. Хотя снимая картину, мы все время помнили, что это не документальное, а художественное повествование. Но там те же персонажи и даже частично диалоги, что и в "Воспоминаниях террориста".
- Какими еще источниками вы пользовались?
- Автор сценария Александр Бородянский взял за основу повесть "Конь бледный", но использовал многие реалии того времени - убийство Столыпина к примеру. Мы считали себя вправе привносить в художественный материал детали исторического фона.
- Судя по объявлению о наборе исполнителей, фильм постановочный и с обилием массовок?
- Важно было создать атмосферу московских улиц. Сейчас модно снимать те годы экономно: пустынные города, одинокие прохожие. Но это не так: Москва и тогда была полна людей. И хотелось насытить кадр жизнью того времени.
- Материал "горячий", многие будут ждать боевика. Это так?
- Это будет психологическая драма с элементами боевика. Сценарий выстроен очень действенно, он немногословен, и рассуждения там сохранены только необходимые.
- В названии повести - образ Апокалипсиса: "...конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом..." В какой мере эти мотивы присутствуют в фильме?
- Картина выйдет под названием "Всадник по имени смерть". А что касается ее образного наполнения, то хорошо, конечно, если эти параллели будут прочитаны зрителем. Но об этом уже не мне судить.
- Кто играет Жоржа?
- Андрей Панин. Остальные участники - очень молодые артисты, некоторые снимаются впервые. Необыкновенно талантливая Ксения Раппопорт из театра Льва Додина, к примеру. Я сознательно искал такую команду, потому что террором занимаются в основном молодые люди. Они в этом видят романтику и способ реализации своих идей.
- Параллели с сегодняшним днем есть?
- Я, когда смотрю материал, понимаю, что мысли эти неизбежно придут в голову. Это же уникальный случай, когда один из "королей террора" с мировой известностью подвергает анализу собственную деятельность. Савинков был военным министром в правительстве Керенского и сыграл громадную роль в истории России того периода. Он был идеолог, и Муссолини считал его своим учителем. Он и литератором оказался способным, причем пишет нелицеприятно, даже по отношению к самому себе. Анализирует и свой внутренний мир, и сам террор как явление. Очень точно передает типы и характеры людей, которые приходят к террору, и причины возникновения террора. Кто еще знает этот предмет так досконально! Даже несмотря на элемент позерства, который там тоже есть, человек знал, о чем пишет. И если проводить параллели, то это как если бы сегодня бен Ладен написал повесть о терроре. Савинков и есть бен Ладен начала прошлого века, только за ним стояла еще и вся культура XIX столетия, ведь он был столбовой дворянин, необыкновенно образованный человек, входил в кружки Гиппиус, Мережковского.
- Что было самым трудным в вашей работе?
- Воссоздать эпоху. Жизнь изменилась, и старую Москву нам пришлось возвести на "Мосфильме". Художник Людмила Кусакова построила очень хорошую, на мой взгляд, декорацию. Я быстро снимаю, и огромная картина с массовками снята за 12 недель.
- На каком этапе сейчас работа?
- Занимаемся звуком. Это теперь технологически сложный процесс. На экраны фильм выйдет, думаю, весной.