Первая в новой истории России перепись населения зафиксировала новые для страны явления. Первое: у нас возродился класс хозяев. Это почти миллион работодателей и еще почти два миллиона индивидуальных предпринимателей. Наверное, для такой огромной страны это не предел, но, как говорится, лиха беда - начало.
Почти треть нашего населения является иждивенцами. Большинство из них - дети и молодежь до 25 лет. Причем здесь не учитываются те, кто получает стипендию. Пока неясно, какая часть великовозрастных детишек сидит на шее у родителей.
Появился и класс рантье - 400 тысяч человек, которые живут за счет сбережений и доходов от ценных бумаг.
Второе: мы повзрослели. Нет, пока еще не постарели, а лишь повзрослели - средний возраст жителей страны 37,7 года. Третье: мы поумнели. Во всяком случае, образовательный уровень у нас стал еще выше, а он, заметим, всегда у россиян был одним из самых высоких в мире.
А вот насколько мы помудрели, покажет то, как мы сможем осмыслить и использовать "в мирных целях" результаты переписи. В первую очередь это касается корректировок социальной политики, демографической, миграционной. По мнению директора Независимого института социальной политики Лилии Овчаровой, информации для анализа очень много, вопрос только в том, "как люди, принимающие решения, будут работать с дружественными для них данными". "К сожалению, у нас бывает и так, что собирают одну информацию, а решения принимаются другие. Например, по проблеме бедности реальная политика не соответствует информации о проблеме. Если политика в той или иной области будет разрабатываться на основе данных переписи, а не на основе каких-то других приоритетов, значит, итоги переписи действительно использованы", - считает Лилия Овчарова.
Впрочем, уже есть первый практический результат переписи населения. Он заключается в том, что Минфин при подготовке федерального бюджета-2004 учел в расчетах помощи регионам реальное количество жителей. То есть во многих регионах (весь Дальний Восток, Север, Сибирь), по данным паспортных столов и других ведомств, одно количество жителей, а перепись показала, что их гораздо меньше. Народ уезжает надолго, на годы, оставляя за собой квартиру и постоянную прописку (регистрацию). Происходит перекос в финансировании: где-то денег не хватает (Юг, Центр, куда народ и едет в основном), а где-то избыток трансфертов. Поэтому в Правительстве было принято решение верстать бюджет с учетом результатов переписи.
По мнению старшего научного сотрудника Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Никиты Мкртчана, результаты переписи уже начали сказываться и на миграционной политике государства: "Уже Президент выступил с поправками к Закону "О гражданстве РФ", и их на ура приняла Госдума. Мы поняли, что только миграция может возместить сокращающееся российское население. Поэтому, на наш взгляд, миграционная политика будет становиться более либеральной. И это уже началось".
Впрочем, либерализм не исключает и более тщательного контроля миграции. Госкомстат уже выступил с рядом предложений в этом деле. В частности, предлагается брать на статистический учет лиц, которые находятся на временной территории более одного года, и считать их в постоянном населении данного населенного пункта и данного региона. Предложение поддержано Министерством внутренних дел и Межведомственной комиссией по миграционной политике.
Информационный банк переписи пока еще не заполнен полностью. Еще не закончилась автоматизированная обработка многих данных, в том числе о рождаемости, занятости, жилищных условиях наших сограждан. Напомним, что вся информация будет доступна любому исследователю.