Вслед за венецианским триумфом фильма Андрея Звягинцева "Возвращение" пришел успех к картине Бахтиера Худойназарова "Шик" - на фестивале в Токио она получила Специальный приз жюри и Приз за выдающиеся художественные достижения. А жюри международного фестиваля "Молодость" в Киеве присудило Гран-при дебютному фильму Геннадия Сидорова "Старухи", уже отмеченному призами "Кинотавра" в Сочи и международного кинофестиваля в испанском Сан-Себастьяне.
Есть из чего выбирать своих будущих призеров российским кинокритикам. Уже предварительное голосование показало, что количество потенциально лучших картин сезона впервые за последние годы сильно превысило количество призов. Сейчас идет подсчет голосов, и сегодня вечером станут известны главные номинанты на критическую премию "Золотой Овен". А в Доме кино начинаются просмотры картин, номинированных на Национальную премию киноакадемии "Золотой Орел".
Тем временем в Калифорнии разгорается скандал вокруг решения Американской киноассоциации лишить "оскаровских" академиков привычных удобств и не рассылать им, как обычно, персональные копии с записью номинированных фильмов. Этой мерой комитет надеется перекрыть один из возможных каналов "пиратирования" новейших картин. Ответом была яростная реакция академиков, заявляющих, что им некогда бегать по кинотеатрам и с трудом вылавливать там фильмы-претенденты, многие из которых довольно быстро сходят с экранов. Тем более что из-за переноса торжественной церемонии вручения премий перенесена с марта на февраль, у академиков теперь на все эти процедуры остается на три недели меньше.
Как известно, теперь академикам рассылают уже не DVD, а только кассеты, причем снабженные антипиратскими метками, позволяющими студиям тут же распознать любую попытку копировать фильм. Но академики и это восприняли как оскорбительную пощечину. "Нас, актеров, и без того постоянно оскорбляют, - заявила президент актерской гильдии Мелисса Джилберт. - Неужели они там думают, что мы станем красть наши собственные работы?!"
Взаимные упреки и обиды могут привести к тому, что раздраженные академики, которых публично обвинили в лени, по "объективным причинам" действительно пропустят большинство фильмов-номинантов, что сделает их выбор еще более сомнительным. Но уже ясно, что новшества, введенные Американской киноассоциацией, приносят "оскаровской" кампании больше вреда, чем пользы. Так, в результате запрета на персональные копии и переноса церемонии вручения академических премий на февраль, как карточный домик, стала рушиться вся цепочка предшествующих ей событий. Критики в Чикаго и Лос-Анджелесе в знак протеста против запрета на персональные DVD решили вообще не присуждать свои премии. Грозит сильно потускнеть вся кампания гонки за призами: запрещены, к примеру, обильные рекламные вечеринки, которые кинофирмы устраивали с целью задобрить академиков. Запрещены попытки подмочить репутацию фильмов-конкурентов, как это случилось в прошлом году с "Играми разума". Академикам запрещено публично высказывать свое мнение о фильмах-номинантах. Вся эта шумиха, как выяснилось, была необходима, потому что помогала привлечь внимание публики к менее заметным фильмам - именно критические призы прошлых лет, например, вывели из тени Хилари Суонк в фильме "Парни не плачут" или Адриена Броди в "Пианисте".
Таким образом, теперь блокбастеры, которые и без того у всех на слуху, получат в "оскаровской" гонке явное преимущество перед малобюджетным и "независимым кино".