С точки зрения экологической общественности, в последние годы произошел настоящий разгром государственной системы охраны природы. В чем это выражается? В начале 90-х годов из-за экономического спада резко снизились выбросы предприятий в окружающую среду. Природа на несколько лет получила передышку, экологическая ситуация оставалась почти благополучной. Затем ряд экономистов стали настойчиво предлагать дать природопользователям послабление в смысле контроля и надзора, что, по их мнению, должно было привести к оживлению экономики, притоку инвестиций, внедрению новых, чистых технологий. Послабление дали. В лучшем по всем экологическим показателям 1999 году Министерство экологии разжаловали в Госкомитет, а в мае 2000 года и вовсе опустили до Департамента Министерства природных ресурсов.
Между тем промышленность постепенно выходила из кризиса, но благодаря экологической вольнице о чистых технологиях помышляли немногие, и темпы загрязнения окружающей среды сегодня уже опережают темпы экономического роста.
Но, может быть, экстремистски настроенная общественность, как это нередко бывает, несколько преувеличивает проблему? Похоже, нет. "Успехи" МПР России в деле охраны природы, мягко говоря, неубедительны. Когда летом этого года готовилось заседание президиума Госсовета РФ, руководитель рабочей группы губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин сообщил "РГ": количество проведенных в прошлом году проверок и их результативность самая низкая за последние десять лет. Поэтому на президиуме Госсовета был прямо поставлен вопрос о необходимости воссоздания самостоятельного государственного органа по экологической безопасности и охране окружающей среды. И Президент Владимир Путин эту идею поддержал.
Будет ли она обсуждаться на съезде? Общественные организации, которые тоже примут участие в работе съезда, безусловно, попытаются поднять волну, но скорее всего организаторы ее успешно погасят. Ведь проводит форум МПР, которое активно сопротивляется тому, чтобы у него отбирали какие бы то ни было функции. Кроме того, работа съезда построена так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Три дня делегаты будут выпускать пар в секциях, и лишь в самый последний, четвертый, день предполагается единственное пленарное заседание, на котором будут озвучены, надо полагать, уже отфильтрованные предложения. Непонятно, как до делегатов будут донесены цели и задачи съезда, если не собрать всех вместе вначале. Министерство, правда, открыло в Интернете специальный сайт, посвященный съезду. Но там, кроме списка членов оргкомитета и куцего регламента работы форума, ничего нет - ни анализа сегодняшней экологической обстановки, ни проблем, ни даже тематики секций. Как будто речь идет о съезде подпольщиков.
Лишь по неофициальным каналам нам удалось узнать, что речь пойдет о механизмах реализации экологической доктрины. Судя по всему, будет повторено, пространно и многословно, то, что было коротко и ясно сказано на заседании президиума Госсовета. О необходимости разделения полномочий между разными уровнями власти; о разработке новой политики финансирования охраны окружающей среды (чтобы оно не зависело от состояния бюджета); о том, что давно пора от слов "загрязнитель платит" переходить к действию...
По мнению представителей негосударственных экологических организаций, съезд не сможет решить никаких реальных задач в области охраны окружающей среды. С другой стороны, какой съезд что-то решал? Он лишь может обозначить болевые точки. А главная болевая точка сегодня - в самой системе управления охраной природы. Но маловероятно, что у организаторов достанет мужества признать это. Если хватит, форум станет поистине сенсационным и результативным, если нет - останется в истории обычной рутиной, на которую денег угрохано больше, чем на саму охрану природы.