Мы ведь народ экзистенциальный, любим жить на грани. Тут-то и кроется наше главное отличие от соперников по изумрудному газону. Для них матч - итог скучной работы. Для нас - русская рулетка, где мы предпочитаем ставить на "зеро". А иначе разве кинулся бы, едва дали антракт, искать на свою голову второй "горчичник" наш пылкий вратарь? И много в том преуспел. Ему бы не в голкиперы, а в форварды. А то футбол у нас хороший, только голы почему-то не забиваются. А если совсем серьезно, то мы, мужчины России, в течение 90 минут желали не денег, пива и любви, а чтобы наши навесили в штрафную, сделали передачу на ход, обманули защиту и на ложном замахе... Только хотения опять оказалось мало.
И почему бы нам разок, в виде исключения, не позаимствовать у американцев хорошее? Взять и всенародно договориться, как вести себя при исполнении Государственного гимна. Может, и не нужно, как у них, класть ладонь на сердце. Но и жевать, переминаясь, пока страна на тебя смотрит, тоже не стоило бы. Необязательно наигрывать эмоции - достаточно блюсти приличие. Лев Лещенко спел превосходно - тепло, взволнованно, искренне. Только на экране артикуляция певца отставала от голоса такта на четыре. Неважно, в силу каких технических причин. А важно, что миллионы телезрителей это видели.
Лучший в России футбольный комментатор (разумеется, после великого Владимира Никитовича Маслаченко) - молодой и красивый Василий Уткин - повысил свой статус. Теперь он - демиург, инженер человеческих душ, император абсурдного мирка по имени "Голод". Уже 12 дней как на канале ТНТ объявили голодовку 12 странных персонажей. Молодых добровольцев вывезли в неизвестное государство, заперли в помещении, нашпигованном телекамерами, как филипповская булка изюмом, изолировали от внешнего мира и перестали кормить. Тот, кто съест остальных (в переносном смысле; хотя...), получит пожизненную пенсию. Мне претят реалити-шоу. Человек - не лабораторная крыса, чтобы ставить над ним опыты. Кроме того, данный жанр содержит в себе гигантскую ложь. Нам говорят: да, мы подвергаем участников физическим и нравственным издевательствам, но ведь это делается неспроста, а ради Великой цели. И когда пациенты пройдут все - наступит катарсис. Так вот это обман. Никакой Великой цели нет, и катарсиса не будет. А будет сознательное превращение человека в животное. К слову, с "Последним героем" все стало ясно, еще когда там не было никаких звезд, а были обыкновенные отчаявшиеся неудачники. Когда неприятный сорокалетний мужичок, единственный из всей команды, был премирован вкусным обедом на яхте. А приятному юноше на рождение поднесли цинковое ведро, до краев полное пенного пива. И он хлебал из ведра, ныряя в него лицом. И был счастлив, как и первый... Человека можно заставить исполнять любые унизительные прихоти. Но ни одна сила на свете не может заставить его жрать сладко и спать мягко, когда его друзья терпят лишения. Или принять унизительный подарок. Человек может сказать "нет". Те двое этого не сделали. Что говорит о многом.
Вот что удивительно. Возраст "голодающих" - от 20 до 28 лет. Интеллигентные вроде бы и взрослые люди. А все разговоры только о трех вещах: еда, деньги и секс. Вообще, несмотря на дефицит продуктов питания, на шоу царит атмосфера угарного пролетарского эротизма. Как в общежитии трамвайно-троллейбусного парка на Первое мая. Дирижеры проекта сознательно провоцируют подобное поведение. А молодежь и рада стараться. Истомленные бездельем организмы резонируют со страшной силой. Разбитная девица в душе без ложной скромности демонстрирует заглянувшему на огонек коллеге свои "дары природы" (ремейк знаменитой сцены из "За стеклом", после которой рейтинги сошли с ума). А веселая картинка группового купания в джакузи прерывается убийственным комментарием г-на Уткина, что показать дальнейшее он не решается. Значит, девочки и мальчики правильно поняли, чего от них хотят. Каков психотип жертв, выбираемых на подобные шоу, - это, конечно, страшная тайна. Но самодостаточную личность, имеющую опору внутри себя, не примут. Тут нужно иное. Вот иллюстрация. После многодневного томления взаперти двух девушек выпустили в город на разведку. Задача: выяснить, в какой они стране. Пустынная улица, ни людей, ни машин. Зато невдалеке памятник: мужская фигура. Разведчицам даже в голову не приходит полюбопытствовать, кому памятник, на каком языке надпись, и тем самым определиться со страной. Очень характерно.
Все бы ничего. Но психика некоторых испытуемых явно начинает перегреваться. Впечатлительный молодой человек по имени Зурико, истомленный недоеданием, воздержанием и сенсорным голодом, внезапно пришел к выводу, что остальные 11 участников шоу - подставные. И единственный реальный герой - он. Я называю это - "синдром г-на Голядкина". У Достоевского в ранней повести "Двойник" есть такой персонаж, которому тоже начинает казаться, что весь мир состоит в заговоре против него. Там дело кончается "желтым домом". Что тут будет - неведомо. Главное, при всей нелепости подозрения ни в чем нельзя быть уверенным. А вдруг наш параноик прав?