Министр образования РФ Владимир Филиппов отвечает на вопросы читателей
"Россию наконец признали на европейском рынке образования. Хочется верить, что Болонский процесс действительно пошел. Однако до настоящего признания наших дипломов, думаю, далеко. Какие шаги будут сделаны Правительством на этом пути в ближайшем будущем?" - Коробов Владимир, Москва.
- Они уже сделаны. Во время недавнего визита Президента России в Италию было подписано несколько соглашений, которые непосредственно будут способствовать продвижению нашего образования в Европе. Одно из них касалось поддержки и распространения русского языка в Италии и итальянского в России. Дело в том, что на Апеннинском полуострове уже введено обязательное изучение двух иностранных языков в школе. В рамках профильной школы мы сделаем то же самое.
Во время визита мы договорились, что в качестве второго языка итальянским школьникам по выбору теперь будут предлагать и русский, а в России желающие смогут изучать итальянский. Для того чтобы осуществить эту идею, в наших странах будут созданы центры поддержки итальянского и русского языков, а также организован обмен преподавателей и дистанционное обучение. В российских педвузах планируется набирать двуязычные группы, а в регионах будут созданы центры по повышению квалификации педагогов по итальянскому языку.
Работы много, но время у нас пока есть: до внедрения профильной школы еще три года, так что успеем подготовиться. Кстати, есть хорошие новости и для учащихся вузов. В ближайших планах - расширение обмена студентами. Вполне вероятно, что поездки молодежи из России в Италию и наоборот будут осуществляться в безвизовом режиме. И еще. Российские выпускники, окончившие двуязычную русско-итальянскую школу, смогут без экзаменов поступать в итальянские университеты. Впрочем, есть одно "но". Как известно, в Италии двенадцатилетка. Наши же ребята учатся одиннадцать лет. Поэтому, прежде чем поступить в вуз в Италии, им придется окончить первый курс у себя в России или двенадцатый класс в итальянской школе.
"На каком этапе сейчас находится эксперимент по ГИФО? Я тщательно слежу за публикациями по образованию и заметил, что, хотя ЕГЭ уже сдавало полстраны, расчеты с вузами по системе ГИФО пока не начались", - Николаев Владимир Сергеевич, Киров.
-Государственные именные финансовые обязательства - это новый подход финансирования сложившегося на настоящий момент платного высшего образования. Механизмы ГИФО сейчас "обкатываются" лишь в шести вузах в Чувашии, Марий Эл и Республике Саха (Якутия). Речь пока идет об отработке финансовых схем в рамках среднесрочной программы Правительства России "О переходе на новые методы финансирования в социальной сфере".
На мой взгляд, с помощью ГИФО мы уходим от "черно-белой" системы финансирования образования. Ведь что происходит сейчас? Все поступающие в вузы делятся на "белых" и "черных". Первые - бюджетники учатся бесплатно, а вторые - контрактники платят за образование все сто процентов его стоимости. Причем никого не интересует, как человек учился в школе, сколько баллов он не добрал при поступлении и каково материальное положение его семьи. Это несправедливо. Суть же нововведения будет заключаться в следующем. Не хватило ребенку на вступительных экзаменах, скажем, десяти процентов от проходного балла, его родители будут доплачивать десять процентов от стоимости обучения, а если не добрал половину - заплатят пятьдесят процентов.
Есть еще один момент, который нужно знать. Мы переходим к новой системе финансирования вузов: не по смете, а по числу студентов, выбравших это учебное заведение. А если смотреть глубже, по качеству оказываемых образовательных услуг. При этом "оценку" университету будут ставить не министерские чиновники, а население: чем больше абитуриентов с высокими результатами ЕГЭ решит поступать в вуз, тем больше туда "придет" и денег, которые закреплены за каждым сдавшим "единый" экзамен.
"Мы живем в деревне, однако тоже мечтаем о том, чтобы дети поступили в вуз и получили хорошее образование. Но вот вопрос: создается впечатление, что наши ребята учатся по какой-то упрощенной программе. Биологию, географию, физику и химию у них ведет один учитель, который по образованию литератор. Как же они справятся с очень непростыми тестами ЕГЭ?" - родители сельских школьников, Красноярский край.
- Мы сейчас как раз и боремся за то, чтобы исправить эту порочную практику. Ведь оценки школьникам (а по существу самим себе) выставляет учитель, который с горем пополам ведет у них физику, химию, биологию. Нынешняя система покрывает такую плохую работу учителя. А вот ЕГЭ покажет, кто и как работал. Поэтому к эксперименту так настороженно относятся многие директора школ. Но хорошие учителя, те, чьи ученики способны показать настоящие знания, в "едином" экзамене заинтересованы. В объективной оценке знаний своих детей заинтересованы и родители школьников. Они-то и будут спрашивать с местных управлений образования и директоров школ за плохое качество работы педагогов.
Кстати, эксперимент по ЕГЭ показывает, что иногда дети из сельских школ сдают тесты лучше, чем в городе. Ну представьте, работает на селе хороший математик. У него в выпускном классе шесть-семь учеников. Конечно, он подготовит их гораздо лучше, чем городской педагог, у которого на уроке по тридцать пять человек собирается. Я знаю деревенскую школу в Ярославской области, куда приезжают записывать своих детей из Ярославля. К сожалению, это единичные примеры. Значит, нужно компенсировать деревенским ребятам недостатки школьного обучения с помощью так называемого целевого набора. Сельские абитуриенты, в частности, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских институтов будут иметь льготы при условии, что они после окончания вузов вернутся в деревню.
"Моя дочь учится в школе-гимназии. Если сказать честно, то она мало чем отличается от обычной школы: в одиннадцатом классе иностранного языка всего два часа в неделю, литературу изучаем только по программе. Если чем и отличаемся, то это поборами. Мало того, что платим за обучение и охрану. Постоянно докупаем учебники, делаем ремонт, по традиции выпускники дарят школе телевизор или видеомагнитофон. Мы хотим знать, на что школа имеет право собирать деньги", - Москва, Никишенко Татьяна.
- Гимназии обеспечивают дополнительную углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля. Правда, она осуществляется в рамках базисного учебного плана за счет увеличения часов на профильные предметы и введения новых курсов в рамках школьного компонента. Все это закреплено в нормативных документах. Однако сверху навести порядок в укладе школьной жизни нельзя. Выход один - развивать государственно-общественное управление делами школы. Родители сделать это не могут: уж слишком зависимы они от администрации школы и учителей. Поэтому в управляющий совет школы должны входить представители местных властей, работодатели, выпускники. Они-то и будут следить за качеством учебного процесса, сбором денег на различные школьные нужды, расходованием внебюджетных средств. Этот контроль со стороны общественности нам предстоит организовать в масштабах всей страны в течение 2004 года. Уже разработан специальный закон о создании при каждой российской школе управляющих советов, и в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение Государственной Думы.