Строительный лагерь, развернутый на мысе Тузла с конца сентября, стоит на прежнем месте. Здесь по-прежнему работают около 300 человек и 120 единиц техники. После того как было принято решение, что дорога в длину расти не будет, строители продолжали поднимать насыпь в высоту. Проектная отметка - 1 метр 80 сантиметров: до нее осталось всего ничего. А вот торцевую часть построенной дамбы несколько подмыло течением. Поэтому ее решили срочно укрепить. Весь вчерашний день большегрузные "КамАЗы" везли на Тузлу огромные валуны. Камни, каждый от 50 сантиметров до метра длиной, доставляли из Первомайского карьера. По мнению специалистов, когда эти камни лягут вдоль торцевой части дамбы, никакое течение ей будет не страшно.
- Все наши действия согласованы с украинскими коллегами, - сказал корреспонденту "РГ" председатель дорожного комитета администрации края Ким Нехай. - Они видят, что мы не нарушаем достигнутой договоренности и длина косы не увеличилась. Здесь побывало много комиссий, в том числе и с противоположного берега. Все увидели, что дамба строилась с единственной целью: защитить Таманский полуостров от размывания. Если по уму делать, то нужно до конца ликвидировать промоину и достроить нашу дамбу до островной части косы. Но если это и произойдет, то не раньше весны. Прежде политики должны окончательно определиться с правовым статусом Керченского пролива.
Между тем, как стало известно, островная часть косы Тузла из-за значительно увеличившейся скорости течения стремительно уменьшается. В течение двух недель длина острова сократилась почти на 100 метров. Проблем добавил украинский земснаряд, активно углубляющий дно. Образовавшаяся 10-метровая яма стала в итоге "съедать" сам остров. Первым делом "поплыли" пограничные "ежи", потом в воде оказались деревья и кустарники. Только после этого украинцы прекратили дноуглубительные работы.
Руководитель государственной водной службы Министерства природных ресурсов России по Краснодарскому краю Евгений Белан сообщил корреспонденту "РГ", что построенная дамба окажет благоприятное влияние на популяцию рыб в водах Азовского моря. По словам Белана, в свое время ученые Керченского института даже проект строительства такой дамбы разрабатывали. И сегодня странно слышать от них совершенно противоположное мнение.
Что касается российских пограничников, то бурные дебаты вокруг косы Тузла ничего не изменили в их работе. В пресс-службе Северо-Кавказского регионального управления Пограничной службы ФСБ РФ сообщили, что обстановка полностью контролируется, с украинскими коллегами отношения нормальные, идет постоянный обмен информацией. Так как это происходило и раньше.