Суть соглашения в том, что рейтинговое агентство обещает уже к середине 2004 года провести сравнительную рейтинговую оценку управляющих компаний и НПФ, допущенных к участию в обязательном пенсионном страховании, и обнародовать эти результаты. Техническую и методологическую поддержку российскому агентству обещает Moody s - сотрудничают оба агентства уже несколько лет, а буквально на днях Moody s приобрело 20-процентный пакет акций "РА Интерфакс", став его акционером. А необходимую для расчетов рейтинговых оценок информацию агентство намерено черпать не только у самих компаний, но и в ПФР, Минфине, спецдепозитарии по пенсионным накоплениям.
По мнению главы Пенсионного фонда Михаила Зурабова, такая "связка" дает надежду, что в результате у россиян появятся дополнительные объективные данные по оценке УК и НПФ, а также рисков на рынке пенсионных накоплений. Более того, Пенсионный фонд собирается сотрудничать с агентством, включая обещанный рейтинг в свою ежегодную рассылку будущим пенсионерам о состоянии их индивидуальных накопительных счетов. "Мы хотим это сделать для того, чтобы граждане могли сразу же сориентироваться в перечне УК и НПФ", - пояснил Михаил Зурабов. (Напомним, что право работать с пенсионными деньгами УК и НПФ по законодательству будут подтверждать ежегодно на специальном конкурсе - в этом году его проводил Минфин. А результат конкурса в виде конкретного списка может быть включен в информационную рассылку Пенсионного фонда.)
Надо сказать, что это не первая попытка заполнить информационный вакуум для тех россиян, кто хочет разобраться в сути реформы и действительно самостоятельно решить, кому доверить формирование своей накопительной пенсии. Большую работу, например, провели эксперты КонфОП, собрав всю имеющуюся в открытом доступе информацию о 55 компаниях, допущенных к управлению пенсионными средствами. Более того, КонфОП разослала во все компании письма с просьбой поделиться сведениями о своей работе. Ответ был получен только от 21 компании из 55. Часть компаний просто промолчала. А некоторые письма, разосланные по адресам, указанным в официальном минфиновском списке по итогам конкурса, вернулись с пометкой: "Адресат не значится". Не значит ли это, что у россиян есть реальный шанс, выбрав "не ту" компанию, просто-напросто отправить свои деньги в "никуда"? Конкретный ответ на этот вопрос эксперты КонфОП дать затруднились, но возможности такой не исключили.
Еще один призыв к УК - хотя бы отчасти раскрыть свои карты, а именно сделать публичной информацию о реальных (специалисты, изъясняющиеся на профессиональном языке, говорят "бенефициарных") владельцах компании - исходил от Общественного совета по пенсионным накоплениям. И снова та же история: лишь семь компаний из 55 сочли нужным ответить, продемонстрировав свою открытость, но лишь у одной (!) компании, по словам председателя Общественного совета Олега Еремеева, присланные ею сведения действительно содержали всю информацию о реальных конечных владельцах.
Что касается рейтинговых оценок, заявка "РА Интерфакс" тоже не первая.
На прошлой неделе появился еще один рейтинг. На этот раз надежность управляющих компаний оценила Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Эксперты оценили такие параметры деятельности УК, как: размер и динамику активов в доверительном управлении, размер и динамику капитала компании, динамику развития компании в целом, динамику роста и структуру клиентской базы, прозрачность бизнеса и информационную открытость. При рейтинговании оценивались не только показатели самих УК, но и их материнских структур. Рейтинг НАУФОР (познакомиться с ним, в частности, можно на сайте ассоциации) большинство управляющих компаний назвали "более объективным", хотя и на этот раз имелись недовольные его результатами.
В любом случае при полной неподготовленности основной массы населения к сознательному участию в инвестировании своих средств (а выбор УК именно в этом и состоит) не помещает любая информация, рассказывающая о деятельности участников финансового рынка. В конце концов рано или поздно всем нам придется освоить и этот - признанный во всем цивилизованном мире - способ получения доходов.
Но какой из рейтингов в конечном итоге окажется самым верным, самым надежным и объективным, покажет только время.