Гарри - Терминатор

Каспаров стал первым человеком, который затеял небывалое противостояние с компьютером. Понятно, что с машинами люди играли в шахматы и до Гарри Кимовича. Еще в 1974 году состоялась первая партия, в которой компьютер бесславно проиграл оператору ЭВМ...

Но в 1996 году в Филадельфии российский гроссмейстер открыл новую страницу во взаимоотношениях людей и машин. Он выиграл матч у детища корпорации IBM - почти двухтонного монстра Deep Blue, а спустя год, так же впервые, проиграл матч-реванш усовершенствованной машине... Каспаров очень переживал свое поражение и даже в сердцах бросил, что больше играть с "железяками" не станет...

Но время шло, и он вновь садился за доску сражаться с разным успехом за честь человеческой расы. Или за деньги, о чем сейчас активно пишут мои коллеги по обе стороны океана.

Не секрет, что шахматная программа, пользовательская версия которой стоит 50 долларов, будет продаваться в три-четыре раза лучше и стоить в несколько раз дороже, если она "засветится" в матче с лучшими гроссмейстерами мира. А если еще и результат будет положительный... Поэтому все чаще аналитики задаются вопросом: стоит ли удивляться, что ничья - самый популярный в последние годы результат в таких дуэлях. Каспаров играл вничью с Deep Junior и теперь с Х3Д, а Крамник с Deep Fritz...

На прошлой неделе в очередном шахматном турнире между человеком и компьютером, проводившемся в Нью-Йорке, снова был зафиксирован ничейный результат.

Гарри Каспарову противостоял компьютер X3D Fritz, объединяющий систему виртуальной реальности компании X3D Technologies с шахматным движком Fritz. Турнир, опять-таки впервые в истории, проводился в виртуальной реальности: Каспаров сидел перед дисплеем в специальных очках, наблюдая за трехмерной моделью доски с фигурами. Команды гроссмейстер отдавал при помощи голоса. Специалисты, которые внимательно следили за происходящим в Нью-Йорке, заметили любопытную деталь: в проигранной Каспаровым партии виноват был он сам, допустив грубую ошибку, а проигранная партия машиной была не чем иным, как просчетом самого компьютера. А говорят, что машина никогда не ошибается... Так это или нет, мы решили узнать из первых уст - от самого Каспарова.

- Что за последние годы изменилось в противостоянии с компьютером?

- Могу уверенно сказать, что не только компьютеры становятся мощнее, но и люди тоже учатся. Сейчас я знаю о компьютерах намного больше, чем шесть лет назад...

- Вы делали какие-нибудь выводы для себя по окончании последней партии?

- Да. Человек подвержен эмоциям, он может уставать, а машина - нет. Я проиграл только потому, что не сыграл в свою полную силу. Дело в том, что мой компьютер не показывает совершенную игру, позволяя человеку иметь порой даже очень солидное преимущество, но никогда не допустит ни единой серьезной ошибки. Человек же является в этом отношении гораздо более уязвимым.

- А как же тогда объяснить "странные" действия программы в партии, которую компьютер вам проиграл?

- Не вижу ничего странного. Я создал удобную позицию, а машина действовала попросту неэффективно.

- Забавно было наблюдать,что даже в безвыходной ситуации компьютер считал, что у него есть преимущество...

- Значит, эта программа еще не так совершенна, как говорят ее создатели. (Смеется.)

- Но вы, как я слышал, уже обсуждаете возможность следующего противостояния. Это что, своеобразный мазохизм?

- Это очень тяжело, но - неизлечимо. Хотя есть отдушина - удовольствие, получаемое от игры и анализа позиций. Я постоянно ставлю перед собой новые цели, штурмую еще не покоренные вершины. Да и что там говорить, с машиной в некотором роде играть проще.

- Почему?

- За последние лет пятнадцать я постоянно встречался с шахматистами, единственной целью, навязчивой идеей которых было побить Гарри Каспарова. Машина лишена индивидуальности, и ей все равно, с кем играть.

- Почему человек проигрывает?

- Это во многом случайно. Просто люди могут уставать, ошибаться. Но все равно я по-прежнему считаю, что человек всегда будет умнее любой машины. Это моя позиция.

Информация к размышлению

В 1809 году в Вене император Наполеон играл в шахматы против "робота", заявленного венгерским изобретателем как первый в мире, играющий в шахматы автомат, - за доской сидел усатый манекен, одетый в турецкий костюм.

Наполеон подозревал, что внутри куклы прячется человек, и пытался это дело проверить, завязывая манекену глаза, намеренно делая неверные ходы.

Но этот "турок" все равно с умом двигал фигуры и в конце концов обыграл Наполеона, чем надолго вывел его из душевного равновесия.

Император утверждал, что автомат - мошенничество чистой воды, внутри скрывается человек.

Самое смешное, что так оно и было: хитрая система зеркал и механизмов скрывала сидящего внутри одного из самых лучших венских шахматистов.