Внуково может стать главным

На их долю приходится около 85% объемов авиасообщений по внутренним линиям и более 90% - международным. При этом половина всех авиапассажирских и грузовых перевозок России осуществляется через Московский авиаузел. В Европе он занимает пока десятое место по пассажиропотоку. Но уже в прошлом году продемонстрировал рекордный рост - 8,1%.

Какой же на сегодня расклад "сил" воздушных гаваней столицы? Как считают эксперты, доля аэропорта Шереметьево составляет примерно 48-49%, Внуково - 12-15%, Домодедово - 36-39%.

Специалисты не скрывают: мощности технологических комплексов этих аэропортов достаточны, но используются нерационально. Это мешает созданию в Москве "хаба" - транзитного уэла, способного привлечь дополнительный пассажиропоток. По мировым стандартам время между прилетом и вылетом в "хабе" не должно превышать одного часа. Этот временной показатель пока нереален для Москвы.

цифры

Аэропорт Внуково расположен в 28 км от центра города и в 11 км от МКАД.

Аэропорт Шереметьево расположен в 28 км северо-западнее Москвы и в 15 км от МКАД.

Аэропорт Домодедово расположен в 22 км к югу от МКАД.

Аэропорт Быково расположен в 35 километрах от центра Москвы.

Аэропорт Внуково - старейший аэропорт Московского авиационного узла, введенный в эксплуатацию еще в 1941 году. Он в основном "прикрывает" наши курортные направления. Сейчас здесь базируются без малого сорок авиакомпаний, остальные летают транзитно. Всего около восьмидесяти.

К слову, о тарифах. Они в московских аэропортах, как это ни парадоксально, ниже, чем в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге или, скажем, Перми, процентов на сорок-пятьдесят. Это результат конкуренции. Тарифы Внуково и Домодедово идут нога в ногу, в Шереметьево они чуть пониже.

Какой же московский аэропорт может сегодня претендовать на звание "узлового"? Если проанализировать мировой опыт, то выделяются несколько моментов. Перестройка аэровокзалов под четкую организацию пассажиропотоков, модификация системы автоматической сортировки багажа, повышение производительности линий регистрации и контроля пассажиров и багажа, реконструкция аэродрома для приема воздушных судов повышенной вместимости и т.д.

Примерами "узловых" аэропортов за рубежом являются воздушные гавани, где объемы международных трансферных перевозок составляют до половины от общего объема: это аэропорты Франкфурт-на-Майне, Схипхол в Амстердаме, Цюрих, Мюнхен, Вена...

Сегодня все три аэропорта Московского авиаузла имеют разные формы собственности. Объединяет их только наличие в каждом части государственной собственности в виде аэродрома со светосигнальным оборудованием и системой. "Узловым" будет тот аэропорт, в который полетит большинство авиакомпаний. Где авиапассажирам будет удобнее и комфортнее.

мнение

Вадим Иванов, директор ГПИ И НИИ ГА  "Аэропроект", доктор технических наук, профессор: 

- На сегодняшний день по большому счету и Внуково, и Домодедово и Шереметьево находятся примерно в одинаковых стартовых условиях. Для тех объемов перевозок, которые в последующие десять и более лет может достигнуть каждый аэропорт - 18-20 миллионов пассажиров в год, достаточно одной взлетно-посадочной полосы. Аэропорты Внуково и Домодедово интенсивно развивают аэровокзальные комплексы. Началась реконструкция Шереметьево-2. В такой ситуации вряд ли целесообразно административно "назначать" единый "узловой" аэропорт.