Хотя и их жизнь до поры, до времени ничем не отличалась от десятков тысяч им подобных. В Аметьеве, расположенном в центре города, не было ни поликлиники, ни аптеки. На весь поселок с населением в десять тысяч – два магазина. Транспортное сообщение тоже отсутствовало – единственным средством передвижения были собственные ноги. А ведь поселок не из маленьких – 1840 частных домов и 23 девятиэтажки.
Исторической датой для аметьевцев стало 21 марта 1998 года. В этот день «поселенцы» избрали новым главой местного самоуправления Альберта Саяхова, полковника милиции, бывшего начальника службы участковых и, что немаловажно, своего соседа.
Обосновался новый глава в опорном пункте милиции, на дверях вывесил объявление о том, что в поселке начал работать орган местного самоуправления, и потянулись к нему аметьевцы со слезной просьбой – сделать так, чтобы в Аметьеве можно было жить «не отходя от кассы». Чтобы в поселке было все необходимое для нормальной жизни.
Говорить о развитии полноценной системы местного самоуправления в Казани, как, наверное, и в других российских городах, увы, не приходится.
Тогда и стало понятно, что главное на первом этапе – определиться с полномочиями. Иными словами, на что Саяхов имеет право, а что, извините, не в его компетенции. А главное – как подкрепить эти полномочия финансами.
Положившись на собственный организаторский опыт, пробивные способности и на поддержку тогдашнего главы района, Саяхов направился в городскую администрацию. Ходить пришлось долго и упорно – городу не хватает средств на благоустройство центра, а тут какой-то Саяхов со своим поселком. Тем не менее, постепенно дело сдвинулось с мертвой точки, и жизнь в Аметьеве стала медленно, но верно меняться. Для людей, которые, проживая в центре Казани, по сути, были отрезанными от цивилизации, эти перемены казались просто выдающимися.
В 2000 году в Аметьеве открылись взрослая и детская поликлиники. «Сам мэр открывал! – с гордостью рассказывают аметьевские бабули. – Это ж какое счастье нам, старикам – не ходить в город, а прямо здесь лечиться». Тогда же построили собственную аптеку, причем не коммерческую, а имеющую статус льготной – до сей поры все местные «льготники» обслуживались в часе езды от своего жилья.
Те самые два магазина закрыли за нерентабельностью, зато появилась в поселке целая сеть минимаркетов и киосков. До прошлого года для арендаторов Аметьево было благодатным краем: по ходатайству Саяхова мэрия Казани предоставляла им льготы по арендной плате.
В 2001 году Альберт Мугалимович добился, чтобы его территорию включили в целевую городскую программу «Поселок». Именно добился, ведь деньги в рамках программы выделяются только поселкам коттеджного типа, построенным относительно недавно в чистом поле, там, где никогда не было ни водопровода, ни газа, ни электричества. Таким поселениям, как Аметьево, из программных денег не перепадало ни копейки. Благодаря «выбитым» у мэра деньгам, в Аметьево провели километр водопровода. Там, куда трубы не дотянули, поставили гидранты и колонки. Уже нынче на 9 миллионов заасфальтировали улиц, никогда не видевших твердого покрытия.
Помимо всего прочего, «воскресили» местный хлебный заводик. Силами самих аметьевцев благоустраивается поселковый сквер. А с недавних пор у набожных посельчан отпала необходимость ходить в церковь «за три моря» – люди сами пошли по спонсорам, насобирали денег и построили часовенку, которую теперь считают местной достопримечательностью.
Сам собой возникает вопрос: сколько все это стоит и откуда у Саяхова средства? Стоит все это, действительно, денег немалых. Один только нынешний бюджет Аметьева – почти полтора миллиона рублей. Из них немногим более восьмисот тысяч – дотации из бюджетов всех уровней. Остальное – местные поступления. Некоторые налоги, собираемые в поселке, что называется, остаются в семье. Например, налог на содержание милиции, собираемый с юридических лиц, и в полном объеме налог на имущество с лиц физических. Вдобавок, половина земельного налога и полтора процента подоходного налога с людей, проживающих в поселке. Все эти поступления и составляют другую половину бюджета. Большая часть этих средств идет на «коммуналку» – прокладку тротуаров, замену и установку уличного освещения, вывоз мусора и даже подрезку деревьев.
Однако не все в Аметьеве так гладко, как это может показаться. Который год Альберт Саяхов пытается достроить детский садик на 55 мест. Более полутора миллионов рублей в строительство уже вложено, у садика уже есть стены, крыша и все коммуникации, дело только за внутренней отделкой. Однако строительство пока встало. Оно стоит даже несмотря на то, что в 2002 году аметьевский детский сад был вписан в программу социально-экономического развития Казани.
Но самая большая головная боль местного главы – это 23 девятиэтажных дома, некогда бывших на балансе железной дороги, а теперь находящихся в муниципальной собственности. Здешнюю котельную, также доставшуюся в наследство от железнодорожников, донельзя изношенную, Саяхов уже поднял из руин. Поначалу глава добивался передачи многоэтажек ему в доверительное управление. Теперь жильцы коммунальных домов хотят создать товарищество собственников жилья. В районной администрации говорят – создавайте, но в таком случае капремонта своих домов вы не увидите. А отремонтировать один дом стоит от 6 до 12 миллионов рублей.
– Пока за жилищный фонд не станет отвечать конкретный человек, у семи начальников будет дворник без метлы, – говорит Саяхов. – Контор много – ЖЭУ, ЖКО, райжилуправление, – а крайнего, в случае чего, не найдешь. Товарищество наняло бы одного дворника, одного бухгалтера и одного мастера на все руки, и спрашивали бы с них люди по полной программе.
О дальнейших перспективах Альберт Мугалимович предпочитает не рассуждать. Потому как республиканский закон о местном самоуправлении, равно как и федеральный, вступающий в силу в 2006 году, по большому счету, бесполезен. И тот, и другой ответов на вопросы о полномочиях органов местного самоуправления, о механизмах их реализации и о финансово-экономических основах не дают:
– Принятый недавно российский закон не принес долгожданных изменений, – рассуждает Саяхов. – В нем, как и раньше, не определены полномочия и налоговое поле местного самоуправления. Все это отдали «на усмотрение субъектов федерации». А разве субъекты федерации отдадут власть в чьи-то еще руки по доброй воле? Так что говорить о развитии полноценной системы местного самоуправления в Казани, как, наверное и в других российских городах, увы, не приходится. Мне нужна законная основа для моей деятельности – тогда я не буду по каждому вопросу ходить «наверх», а все свои проблемы стану решать сам. Наверху пусть решают глобальные проблемы.
Действительно, решить проблему поселков только сверху невозможно. Ведь не премьер-министру, не мэру, а главе местного самоуправления видней, что надо сделать в первую очередь, а что можно отложить на потом, на что поселку нужны деньги и в каких количествах. А до тех пор пока свет не увидит документ, в котором четко и ясно будет сказано, что такое местное самоуправление, какие проблемы государство доверяет ему решить, и как будут обеспечиваться нужды малых городов и весей, казанское Аметьево и его глава Альберт Саяхов будут оставаться лишь исключением из правил.