Школе нужен хозяин

Министр образования РФ Владимир Филиппов заявил, что готовится законопроект "О попечительском совете", который в ближайшее время должен пройти слушания в Госдуме РФ. В то же время недавно в СМИ промелькнула еще одна реформаторская идея российского министра: заменить попечительские советы на управляющие советы школ. Но как бы их ни называли, цель останется той же - "обеспечить государственно-общественный характер управления образовательными учреждениями". Так для чего же потребовались школам дополнительные структуры?

Естественно, не от хорошей жизни. Родителям нынешних школьников вряд ли кто позавидует. Бесплатное образование становится для них накладным: постоянно требуются деньги на театр, подарки, ремонт школы, летний отдых, учебники. Это в старые времена у каждой школы был надежный опекун - производственное или строительное предприятие. За их счет обустраивались территории, оборудовались мастерские, производился ремонт помещений, приуроченный к началу учебного года. Сейчас все заботы легли на плечи родителей. Некоторые руководители нашли выход, создав попечительские советы. Хорошо забытое старое в некоторой степени разрешило безвыходную ситуацию.

Как известно, попечительские советы существовали еще до Октябрьской революции, когда было в порядке вещей, что опекуны и меценаты помогают больным и детям, строят и ремонтируют школы, больницы, сиротские дома. Само слово "попечительный" означает пекущийся, усердный, старательный, рачительный. Закон об образовании 1994 года определил попечительский совет как орган самоуправления и общественного контроля.

Еще одной вехой на пути становления попечительских советов можно считать Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ", изданный четыре года назад, и утвержденное российским правительством Положение о попечительском совете. Попечительским советам отведена роль не только инвестиционных комитетов, которые ищут деньги и с умом их расходуют, на них также возложена задача стать особой формой сотрудничества педагогического коллектива и помощников школы, осуществлять контроль за "укладом жизни": следить за качеством обучения, заботиться о питании, безопасности школьников и психологическом климате в ученических коллективах.

В Республике Марий Эл попечительских советов насчитывается немного. Но там, где они созданы, считают, что польза от них ощутимая. По словам директора йошкар-олинского лицея 8 имени Ломоносова Антонины Журавлевой, их совет существует четыре года и состоит в основном из родителей. Попечительский совет спонсирует общелицейские мероприятия, экскурсии, помогает подготовить школу к новому учебному году, приобрести материалы и оборудование, участвует в соцопросах. Примерно такие же задачи выполняет и попечительский совет Национальной гимназии 14. Кроме того, здешний совет имеет право голоса в выборе программы обучения, без его участия не обходится обсуждение внеклассной работы.

Высшим органом школы-гимназии "Синяя птица" является совет гимназии. Однако с 1997 года здесь работает и попечительский совет, перед которым ставятся задачи намного значимее, чем просто материальная поддержка и внутрихозяйственные вопросы. Члены совета выходят с решением глобальных для гимназии проблем в администрацию города, правительство республики. В 1997 году благодаря попечителям решился вопрос об открытии интерната для приезжих детей, а недавно попечители обсуждали вопрос о строительстве нового учебного корпуса. Между тем, марийские педагоги считают, что в советы трудно найти таких влиятельных и богатых людей, которые бы искренне заботились о будущем образовательного учреждения и волновались за развитие образования. Вероятно, еще большие проблемы с поиском попечителей возникнут у сельских школ.

Чтобы привлечь влиятельных людей, российские чиновники собираются проработать механизм стимулирования тех, чье экономическое положение позволит оказать реальную помощь на безвозмездной основе. Для этого на уровне федерации должны принять некий закон о меценатстве и попечительстве в области образования, науки и культуры, который давал бы определенные льготы и послабления тому, кто будет вкладывать деньги в образование и культуру. Хотя, на региональном уровне вопрос о создании попечительских советов может решиться без проблем, поскольку налоговые льготы можно вводить и областными законами, и законами субъектов федерации.

Словом, школы идут к тому, что скоро станут сами себе хозяевами, обзаведутся внебюджетными счетами и бухгалтерией. Но, скорее всего, на деле проблема финансирования, от решения которой пытается уйти государство, разрешится не так быстро и легко. Взять, к примеру, предстоящие новогодние праздники. По замыслу Минобразования России, в сети Интернет должен появиться сайт с адресами всех школ и номерами их внебюджетных счетов для перечисления средств на подарки от спонсоров. Интересно, а много ли найдется бизнесменов, которых посещение виртуального ресурса сподвигнет на благотворительность, когда даже государство не торопится вкладывать средства в образование.