Валенти воюет с пиратами

Наголову разгромить российских видеопиратов в ходе предстоящего визита в Москву рассчитывает президент Ассоциации американского кино Джек Валенти. Детали операции он надеется обсудить с главой Правительства России Михаилом Касьяновым.

- О чем вы собираетесь говорить с премьером?

- О пиратстве. Ведь что у вас творится? Рейды проводятся, но дел не заводят. Например, 5 ноября в Санкт-Петербурге состоялся рейд, милиция конфисковала со склада более 185 тысяч пиратских DVD. Уголовного дела до сих пор не завели. А мы между тем выяснили, что милиции уже предложено 50 тысяч долларов за то, чтобы вообще прекратить расследование.

18 сентября наши собственные следователи в сопровождении сотрудников Управления по борьбе с организованной преступностью и ОМОНом провели рейд на одном из предприятий в Москве и обнаружили сотни тысяч единиц пиратской продукции. И что же? Власти дело закрыли. Улики подменяются, теряются или уничтожаются. Ничего не происходит.

Насколько нам известно, в России действуют 10 пиратских линий по изготовлению DVD. По неподтвержденным сообщениям, две из них находятся в Сочи. Их владельцы не собираются даже подавать заявку на получение лицензии в Минпечати! В Краснодаре, в Ростове-на-Дону тоже действуют линии. Цены на DVD у частников упали до двух долларов...

- В какую сумму вы оцениваете убытки своей отрасли от пиратства в России?

- Примерно в 250 млн. долларов в год, и это еще без учета экспорта. Вот у вас вполне официально работают пять заводов, способных производить 20 млн. DVD в год. Это в десять раз превосходит емкость легального российского рынка. Да ваш рынок уже настолько перенасыщен этой продукцией, что на улицах DVD торгуют вразвес! Куда же идут "излишки"? На экспорт. Россия сейчас - один из крупнейших в мире экспортеров нелегальных дисков. Они поступают более чем в 26 стран, включая часть Скандинавии и некоторые страны Восточной Европы. По данным Международного альянса интеллектуальной собственности, 80 процентов DVD российского производства - нелегальные, пиратские копии.

- Я правильно понял, что у вас имеются собственные следователи в России? Американцы?

- Да нет, конечно. На месте нанимаем - в помощь вашей же милиции. Ведь она говорит, что у нее нет времени заниматься нашими проблемами. Хорошо, мы сами проводим следственную работу и передаем милиции готовые результаты...

- Чего вы все-таки хотите от российского Правительства?

- Чтобы положило конец пиратству.

- А конкретнее?

- Чтобы пиратство прекратилось, надо искоренить коррупцию, закрыть "левые" заводы и начать отдавать пиратов под суд...

- А законов, которые для этого необходимы, в России, на ваш взгляд, достаточно?

- Как я понимаю, планировалось принятие нового закона об авторском праве, но теперь уже у Думы времени на это не остается, не успеют. Да дело не в этом. Я считаю, что если российское Правительство захочет положить конец пиратству, то сделает это хоть завтра.

- Вы со своей стороны готовы что-то сделать, чтобы облегчить решение проблемы? Вот в своей справке о борьбе с пиратством вы пишете о готовности поддерживать легальные рынки. Насколько я понимаю, российские власти выступают за развертывание легального производства дисков в России - для загрузки тех самых предприятий. Это для вашей отрасли приемлемо?

- Конечно. Но ведь конкурировать невозможно, если DVD продается за пару долларов. Скажем, я встану на углу и стану торговать поддельными "Ролексами" по двадцатке. Какой же настоящий "ролексовский" дилер сможет со мной тягаться?

- Ну мы все же не "Ролексы" обсуждаем. И к тому же цены на вашу продукцию -15-20 долларов - непосильны для российского потребителя. Вы готовы как-то скорректировать свою ценовую политику?

- Никто не станет торговать себе в убыток. Есть же себестоимость. И маркетинг, и распространение - это ведь все деньги. Чтобы не остаться внакладе, ни за доллар, ни даже за пять легальный диск не продашь. Представьте себе, что у вас человек угоняет машину, потому что у него не хватало денег ее купить. Будут ваши власти с этим мириться? Не думаю.

- Что еще ваша сторона готова сделать для решения проблемы?

- Я скажу об этом премьер-министру при встрече. Мы, конечно, хотим сделать все возможное для прекращения пиратства. Рассматриваем возможности выпуска легальной продукции в России. Что касается цен, об этом я говорить не могу, это не мое дело. Каждая компания устанавливает собственные цены. Я по нашему антитрестовскому законодательству не могу вмешиваться...

- Вот еще интересный аспект проблемы. Эксперт из Роспатента считает, что часть доходов от реализации пиратской продукции в России утекает к террористам в Чечне и других местах. Вам не приходилось с этим сталкиваться?

- Наши следователи убеждены, что к зарубежному пиратству причастны криминальные структуры. И что часть этих денег действительно используется для поддержки терроризма. Да и не только. Пираты не платят налогов, зато подпитывают коррупцию...

- Мне кажется, у большинства людей в мире первые и самые яркие впечатления о США складываются под влиянием кинофильмов. Ваше Правительство сейчас встревожено подъемом антиамериканских настроений за рубежом. Что же, и фильмы чем-то виноваты?

- Помню, я читал репортаж из Йемена. Какие-то юнцы жгли американский флаг и скандировали антиамериканские лозунги. Репортер спросил, что они собираются делать дальше, и услышал: "В кино пойдем - "Но ведь фильмы-то сплошь американские". - "Ну и что? Мы любим американские фильмы..." Выходит, для них это разные вещи. Неприязнь к американским военным и т.п. - одно, а любовь к американским фильмам - другое. Большинство людей в мире любит наши фильмы - надо полагать, поэтому их доля на иностранных рынках так велика...

- При покупке ваших фильмов на один хороший в нагрузку дают несколько. Как вы относитесь к такой практике?

- Какая еще нагрузка? Я этому не верю. Это запрещено законом - такими "пакетами" торговать. Если у вас есть доказательства, можете американской компании иск вчинить за "пакетирование"...

- У вас есть какие-то впечатления о российской киноиндустрии и российских фильмах?

- В прошлые годы я гораздо лучше ориентировался в этом. Сейчас не так много знаю, потому что, кажется, российское кино притихло. Много лет назад, когда я впервые поехал в Россию, встречался там с Бондарчуком и другими, ваше кино переживало расцвет. Для этого была опора в истории: Эйзенштейн и другие мастера дали мощный импульс созданию качественных фильмов. Их влияние охватывало весь мир: американские студенты до сих пор учатся по Эйзенштейну. Однако последние лет десять в производстве качественных фильмов у вас наблюдается спад. Почему - судить не берусь. Какой-то запал пропал, который я чувствовал прежде на "Мосфильме", в Союзе писателей. Надеюсь, в будущем он вернется...