Судьба памятника, как, собственно, судьба его героя, весьма непростая. Впервые предложение увековечить память Державина прозвучало через несколько месяцев после его смерти – 24 сентября 1816 года на чрезвычайном публичном собрании казанского общества любителей отечественной словесности. Но первый проект был подготовлен только через 14 лет местным архитектором Львом Крюковым, да и тот забраковала Императорская академия художеств. Еще через год академия рассмотрела и одобрила новый вариант памятника. Император Николай I объявил по всей России сбор добровольных пожертвований на его сооружение. Однако любовь народа к поэту оказалась настолько велика, что денег было собрано намного больше требуемого, и проект решили улучшить.
Академия художеств получила от императора поручение об открытии конкурса «для сооружения памятника Державину». Из трех представленных лучших вариантов Николаю I больше всего понравился совместный проект академика Тона и скульптора Гальберга. Место, где должен был красоваться народный памятник, монарх тоже определял лично – полукруглая площадка в университетском дворике перед анатомическим театром.
Доставляли памятник Державина в Казань по частям. В 1843 году из Санкт-Петербурга были высланы каменные части, три года спустя – металлические. Собрать воедино все элементы монумента удалось только весной 1847 года, так что отлитая на лицевой стороне пьедестала надпись «Г. Р. Державину. 1846» оказалась просроченной, а на всеобщее обозрение памятник был выставлен уже в августе.
Монумент спокойно простоял во дворе университета двадцать лет и три года, после чего по инициативе губернского земства и опять же на средства, собранные у населения «по добровольной подписке», его перенесли на Театральную площадь.
Дальнейшая участь бронзового Державина печальна – Советская власть решила, что памятник придворному поэту помешает строительству нового оперного театра, и скульптура была разрушена до основания и отправлена на переплавку.
Поразительно, но от памятника, кроме немногочисленных фотографий, не осталось ровным счетом ничего. На них и ориентировались наши современники, воссоздавая монумент. Как рассказал корреспонденту «РГ» скульптор Махмуд Гасимов, до наших дней не дошли даже детали барельефа, не то что самой скульптуры:
– В Национальном музее есть барельефные головы, на которые мы очень надеялись, начиная работу. Однако вскоре выяснилось, что к Державину они не имеют никакого отношения. Тем не менее, и сама фигура поэта, и оформление постамента воссозданы с максимальной точностью. А вот место, увы, другое – по сути, от театральной площади тоже ничего не осталось, на месте «державинского» сквера теперь стоит театр оперы и балета. Но Лядской сад подходит Державину даже больше.
Как и прежде, поэт изображен сидящим на табурете в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой. В правой руке Гавриил Романович держит стиль, левой поддерживает лиру. На правом барельефе Державин «декламирует» оду «Фелица», а три обнаженные грации внимают ему. Тыльную часть постамента украшают фигуры Дня и Ночи – некий образ Вселенной, воспетой литератором в одной из его од. Тему левого барельефа Махмуд Гасимов трактует примерно так: просвещение безо всякого оружия побеждает невежество, которое падает, роняя свою маску.
«После долгих лет Гавриил Державин вернулся в родные края и занял свое достойное место, – говорил на открытии памятника президент Татарстана Минтимер Шаймиев. – Наконец-то, в год 260-летия нашего великого земляка, город увидел возрожденный памятник. Наши архитекторы сделали великое дело – сумели повторить то, что в свое время было под силу только великим Тону и Гальбергу».
Но честь и хвалу стоит воздать не только Махмуду Гасимову и Розалие Нургалеевой. Решение об установке памятника городская администрация приняла еще в июне 2000 года, деньги на его изготовление планировалось выделить из республиканского бюджета, и увидеть возрожденного Державина горожане должны были уже в нынешнем сентябре. Однако смета изготовления памятника до сих пор не прошла техническую экспертизу, а первые деньги завод, на котором отливали Державина, получил лишь в ноябре. До этого предприятие работало «за идею». А чтобы Гавриил Романович все-таки занял свое почетное место в центре Казани, на отливку было решено пустить бронзу, оставшуюся от скульптуры императрицы Елизаветы, которая стала украшением Балтийска в Калининградской области. Казанские литейщики сработали настолько тонко, что после Елизаветы осталось лишних три тонны бронзы, из которой были отлиты державинские голова, торс и рука с лирой. Все остальное отливалось в течение последних двух недель, в большой спешке, что, к счастью, на самом памятнике нисколько не отразилось. Так что заводчанам есть чем гордиться. К этому же призвал всех собравшихся на открытие памятника великому поэту и государственному деятелю и Минтимер Шаймиев:
– Пусть каждый из вас гордится тем, что Казань – родная земля Гавриила Романовича Державина!