Надо отметить, что раньше в целях поддержки отечественного авиапрома авиационные власти были против предоставления каких-либо новых льгот на ввоз иностранной авиатехники. Правда, льготами все же пользовались две российские авиакомпании, которые им определило Правительство РФ еще в девяностых годах. Впрочем, сегодня и этим авиакомпаниям, в связи с ежегодным увеличением пассажирских перевозок, существующих квот на определенное количество иностранных самолетов уже недостаточно. Факт увеличения пассажирских перевозок подтвердил и Александр Нерадько, отметив, что пассажирские авиаперевозки в России сейчас растут очень большими темпами. Причем за последние 11 месяцев они выросли более чем на 10 процентов. И уже в скором будущем эти перевозки могут тормозить отсутствие самолетов.
Ни для кого не секрет, что парк отечественных самолетов с каждым годом изнашивается, да еще и введение жестких требований
главы 4 ИКАО по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу, которые, правда, относятся только к новым типам воздушных судов, проходящих сертификацию с января 2006 года. Все же самолеты, построенные и сертифицированные до этого времени, могут эксплуатироваться с 2006 года на международных авиалиниях без ограничений. Впрочем, по словам начальника Управления Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ Виктора Самохина, практика показывает, что через несколько лет после введения в действие требований по шуму главы 4, требования к шуму воздушных судов, не укладывающихся в нормы, и требования главы 4 будут ужесточены и для воздушных судов, сертифицированных до 2006 года. Вместе с тем Виктор Самохин отметил, что, по предварительным данным, в текущем году авиационная промышленность выпустит всего 11 самолетов нового типа. Причем организация лизинга воздушных судов авиакомпаниями делает только первые шаги. В этом году по лизинговой схеме будет приобретено всего 4-5 новых воздушных судна, отметил Виктор Самохин. При таком малом количестве выпускаемых самолетов совершенно очевидно, что их не хватит не только всем российским авиакомпаниям, а даже одной крупной авиакомпании этого будет недостаточно.
По мнению Александра Нерадько, нехватка самолетов может заметно сказаться уже в 2006-2007 годах. А вот первые серьезные трудности по перевозке пассажиров могут быть уже и в эти новогодние праздники, когда большое количество россиян соберется в туристические поездки за рубеж. Решение Правительства о представлении возможности ввоза иностранных воздушных судов без уплаты таможенных пошлин могло бы решить эту проблему, отметил он. В то же время, по словам первого замминистра транспорта РФ, авиапром со своей стороны должен взять на себя обязательства по послепродажному техническому обслуживанию своей авиатехники.
Видимо, российские авиационные власти подошли к черте, переступив которую придется отступить от традиционных визави в авиационной области.