что недоделали их экс-коллеги
ПЛАНИРУЕТСЯ, что Дума в новом составе соберется уже в конце декабря, заявил замруководителя аппарата Госдумы Алексей Царегородцев, возглавляющий комиссию по приему депутатов и началу работы Госдумы нового созыва. Однако на первом заседании законодатели обычно решают оргвопросы и делят портфели и полномочия. Настоящая законотворческая работа начинается в лучшем случае не раньше середины января. Тогда-то и начнется разбор завалов, оставленных прежним депутатским корпусом. А таких законов и реформ экс-депутаты оставили немало.
Пожалуй, основное, над чем придется поработать и что необходимо закончить новой Думе, - проведение административной реформы. И если законы о разграничении полномочий между тремя уровнями власти - федеральной, субъектов Федерации и муниципальной уже приняты, то что касается средств под эту виртуозную финансовую операцию - вопрос для новой Думы серьезный. К слову сказать, в конце ноября депутаты "впопыхах" проголосовали за поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, с помощью которых и будут поделены деньги между бюджетами трех уровней (см. "Российскую бизнес-газету" от 2 декабря). Речь идет, напомним, о 300 миллиардах рублей полномочий, которые добавят регионам. И недовольные субъекты уже появились. Регионы высказались против налогового, а вернее сказать, доходного перераспределения потоков, так как эти предложения принципиально меняют устройство бюджетной системы России. И, как предсказывают эксперты, во втором чтении авторам поправок предстоит нелегкая борьба, чтобы отстоять свои позиции.
Провис и закон об обязательной автогражданке, оказавшейся крайне непопулярной среди автолюбителей. И камнем преткновения здесь встал не сам вопрос обязательного автострахования, сколько высокие, а для многих граждан попросту неподъемные тарифы. Вполне вероятно, что новая Дума все-таки пойдет на разумное снижение страховых ставок и пересмотрит ряд статей, допускающих наличие одновременно двух страховок: обязательной и добровольной, как это принято во многих странах мира. Остался "за кадром" и закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ), важный как с социальной точки зрения, так и с сумм штрафов, которые будут ложиться на карман тех же автомобилистов.
Большая работа предстоит и над законами по дебюрократизации экономики, а также по административной реформе, особенно там, где предполагается ликвидация части министерств и ведомств либо их функций. И именно новой Думе предстоит решить, как убрать избыточные административные барьеры. И один из законопроектов, который предстоит рассмотреть по этому вопросу, - о саморегулируемых организациях (СРО). Его, к слову сказать, можно отнести к разряду долгожителей на Охотном Ряду.
Много споров, похоже, вызовет закон о земле, а вернее, о переоформлении прав на землю до 2006 года. И здесь, так же как и с автогражданкой, весь сыр-бор стоит как раз из-за ставок. Нынешние ставки для большинства предприятий кажутся неподъемными, и многие предприниматели высказываются за бесплатную раздачу им земли. Дескать, раз предприятие уже давно приватизировано, то и земля должна достаться ему по наследству.
По какому пути пойдут все эти реформаторские законы - сейчас сказать сложно, даже несмотря на то, что на выборах победила партия власти. Ведь пока неясно, что будет с Правительством, вернее, в каком составе оно окажется после президентских выборов. И, наверное, поэтому в планах кабинета министров на 2004 год не значится никаких кардинальных реформаторских новаций, кроме уже озвученных идей. Исполнительная власть склоняется к тому, что необходимо только разработать концепции будущих реформ, а каковыми они окажутся на деле (концепцию переписать или поменять легко. - Прим. авт.), станет ясно лишь в марте.