На состоявшейся недавно коллегии Саратовской областной прокуратуры было отмечено: органы местного самоуправления особенно часто грешат самоуправством в налоговой сфере. Наиболее типичными являлись нарушения, связанные с установлением платежей, имевших все признаки дополнительных налогов и сборов.
Есть хитрые способы собирать с бизнеса и граждан деньги, не неся за это практически никакой ответственности. Например, не отменять собственные ранее принятые нормативные акты, вошедшие в противоречие с новым федеральным законодательством. Так, на территории Саратова до сих пор действует постановление администрации города от 14 марта 1994 года «Об упорядочении работы юридических и физических лиц, торгующих в ночное время». Фактически – это незаконный сбор за ночную торговлю. И если кому-то из корыстных чиновников или представителей правоохранительных органов захочется поправить свои расстроенные финансы, то они вполне могут предъявить опешившему продавцу это самое постановление и на «законных» основаниях потребовать денег.
Аналогичная история может произойти, если использовать следующие постановления городской администрации : «О государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в г. Саратове» (№ 525 от 26.08.1997 г.); «О сборе за парковку автотранспорта в г. Саратове» (№ 38 от 22.01.1997 г.); « О разовом сборе за проезд автотранспорта по автодорожному мосту Саратов – Энгельс и путепроводам г. Саратова» ( № 357 от 6.07.1995 г).
До сих пор на территории города действует постановление администрации Саратова «О введении…гостиничного налога» (№ 409 от 5.07.1996 г.). То есть всяк желающий и облеченный полномочиями муниципальный чиновник может путешествовать по отелям города, преспокойно собирая с них «законную» дань.
А может, кое-кто и собирает все эти налоги, хитро пользуясь специально созданной правовой неразберихой?
Другой вопрос, что подобных актов на территории Саратовской области развелось столько, что никаких прокуроров не хватит, чтобы со всеми разобраться. Однако работа в этом направлении сегодня идет, о чем свидетельствуют хотя бы собранные и обобщенные данные.
Известно, например, что во многих районах области имеются решения местных собраний депутатов, в которых установлены ставки налога на транспортные средства. Согласно же Налоговому кодексу РФ с 1 января текущего года такие ставки устанавливаются только законами субъекта РФ (то есть областной Думой).
Существенная часть правовых актов, которые были опротестованы прокуратурой (25 протестов!), касается списания задолженности по налогам и сборам. Так, был вынесен протест на незаконное постановление главы ЗАТО Шиханы о списании с некоего предприятия задолженности в сумме 378,2 тысячи рублей. Подобных примеров немало.
Энгельсское муниципальное собрание депутатов в нарушение Бюджетного и Налогового кодексов РФ наделило Комитет финансов городской администрации правом предоставления льгот по земельному налогу. Также были введены налоговые льготы и преимущества для отдельных видов предпринимательской деятельности. Например, в нарушение ст. 56 НК РФ решением депутатов Энгельсского МО (от 27.03.2003 г.) была предоставлена льгота индивидуального характера по уплате госпошлины местному филиалу одного из банков.
А вот глава Самойловского района, разумеется, совершенно бескорыстно, предоставлял своей властью индивидуальные льготы по земельному налогу.
В Балаково местные депутаты и чиновники тоже не отказывают себе в удовольствии устанавливать собственные налоговые законы и послабления. Например, решением Совета депутатов Балаковского МО (от 25.06. 2002 г.) в перечень местных налогов был включен налог на наследование и дарение. И это все было сделано при том, что не только депутаты, но любая бабушка на скамейке должна знать: этот налог относится к числу исключительно федеральных!
Всего за период с января 2001 года по октябрь 2003 года по инициативе прокуроров городов и районов области приведено в соответствие с федеральным законодательством 2148 правовых актов. Лидерами по числу незаконных решений за 10 месяцев 2003 года стали Саратовский район (опротестовано 60 актов, противоречащих федеральным законам), г. Балашов (55) и г. Саратов (48).
Тот факт, что сегодня правоохранительные органы перестали закрывать глаза на налоговые и прочие «вольности» муниципальных властей, свидетельствует о том, что государство взялось за наведение правового порядка на российских просторах.