"Подготавливаемая административная реформа должна повлечь корректировку методологии разработки федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, пересмотр перечня целевых программ, поставленных перед госзаказчиками", - говорится в документах Минэкономразвития, подготовленных к заседанию кабинета министров. Сегодня основные расходы бюджета на ФЦП формируются по сметному принципу (сначала - деньги, потом - их освоение). И лишь часть - программным методом (сначала цель, потом деньги). В этом году затраты на целевые программы составили 8,4 процента непроцентных расходов федерального бюджета. При этом в расходах министерств и ведомств эта цифра варьируется от 4 процентов в Минтруде до 90 процентов в Росавиакосмосе. По мнению чиновников ведомства Грефа, переход на программный метод позволит кардинальным образом изменить структуру расходов бюджета и довести эти расходы с 8,4 до 35 - 40 процентов. Правда, ранее экономисты активно ратовали за сокращение расходов на федеральные целевые программы.
В Минэкономразвития предлагают принимать решение о выборе программного или сметного финансирования функций в каждом отдельном случае с точки зрения эффективности достижения целей, стоящих перед ведомствами. Предлагается расширить и типологию ФЦП. Например, программы, финансируемые из федерального бюджета, отделить от тех, которые пополняются средствами из региональных бюджетов и за счет привлекаемых средств из внебюджетных источников. "Такое деление предопределяется различными схемами управления и реализации программ, сложностью их администрирования, различными критериями бюджетной и экономической эффективности", - уверяют разработчики. Из бюджета 2004 года предусматривается финансирование 52 федеральных целевых программ стоимостью 179 миллиардов рублей.
Еще в конце апреля было выпущено постановление Правительства, которое закрепило статус ФЦП. Федеральные целевые программы отныне являются приложением к постановлению Правительства. Таким образом, внесение изменений в программу возможно только через соответствующее постановление кабинета министров. Тогда же была введена и персональная ответственность за исполнение ФЦП.
Основной проблемой, по мнению разработчиков, является несоответствие расходов бюджета на реализацию ФЦП с возможностями финансирования в течение всего срока программы. Кроме того, в Минэкономразвития считают, что госзаказчики зачастую идут на хитрости, сознательно завышая стоимость программ: закладывают финансирование из региональных бюджетов и внебюджетных источников, но расходуют при этом лишь бюджетные деньги. А после - ставят вопрос о корректировке финансирования, естественно, в сторону увеличения.
В результате Минэкономразвития сводит свои предложения к одному - образовать межведомственную комиссию, которая рассматривала бы ход выполнения ФЦП и определяла показательное финансирование. Заключение этой комиссии будет передаваться в Правительство до 1 мая с указанием суммы финансирования ФЦП на следующий год.
Но, как отмечают источники "РГ" в Белом доме, главным недостатком документа все же является ссылка на то, что переход на программный метод можно осуществлять лишь после реализации административной реформы. Таким образом, образуется некий временной вакуум. Не исключено, что сегодня основная дискуссия развернется именно вокруг того, что же будет с ФЦП в 2004 году с учетом бюджета-2005. Очевидно, что "кардинальных изменений в схеме финансирования до 2005 года ожидать не приходится", - уверяют на Краснопресненской набережной.