Ставка на транзит
По оценкам экспертов Государственной службы дорожного хозяйства России Минтранса РФ, на реализацию этих проектов потребуются инвестиции в объеме около 1 триллиона рублей, при этом почти 900 миллиардов рублей намечается выделить из федерального и региональных бюджетов.
В свою очередь, министр транспорта РФ Сергей Франк высказал мнение, что на реализацию проектов, предусмотренных транспортной стратегией, требуются инвестиции в объеме 600 миллиардов в год. По его словам, такой объем финансирования обеспечен в 2002-2003 годах. А надо сделать так, чтобы таковой была годовая сумма. В целом государственное финансирование обеспечит не более четверти требуемых инвестиций, и они в основном будут направлены на дорожное строительство и модернизацию аэропортов, добавил он. Посему ведется активная работа со стороны Правительства РФ и транспортных ведомств по привлечению сторонних инвестиций, в первую очередь частных, а также кредитов иностранных банков, подчеркнул С. Франк.
По словам же вице-премьера РФ Владимира Яковлева, государство принимает серьезные меры для развития транспортного комплекса России, учитывая, что он является одной из важнейших структурных составляющих экономики страны. Кроме того, по его мнению, чтобы Россия в ближайшие годы стала мощной транзитной державой, необходимо в полной мере развивать международные транспортные коридоры.
На самом же деле вопрос о необходимости развития транспортного комплекса России не раз обсуждался на разных уровнях. Буквально на днях министр природных ресурсов РФ Виталий Артюхов высказал мнение, что неблагоприятная транспортная инфраструктура снижает инвестиционную привлекательность сырьевых месторождений России. А ведь именно минерально-сырьевой комплекс России, несмотря на его богатство, оказался в непростом состоянии. Это - вызов национальной безопасности, добавил министр.
В "Транспортной стратегии Российской Федерации" названы 24 крупных транспортных проекта в таких областях, как автодорожное строительство, гражданская авиация, автомобильного, железнодорожного, морского, речного и трубопроводного транспорта. И все же в первую очередь программа предусматривает масштабное развитие сети автомобильных дорог и мостовых переходов. В свою очередь, В.Яковлев проблемам автодорожного развития придал особую значимость. В ближайшие годы, по его словам, необходимо построить 1,5 миллиона километров новых дорог, что в два раза превышает протяженность автодорог в России в настоящее время. Автодорожные проекты имеют и большую социальную значимость для россиян. Дело в том, что строительство новых дорог с твердым покрытием даст возможность 16 миллионам жителей отдаленных населенных пунктов получить прямой автодорожный выход в города.
Что же касается гражданской авиации, то не для кого не секрет, что вопрос с обновлением авиапарка стоит достаточно остро. Необходимы отечественные самолеты, отвечающие всем современным требованиям, поскольку в ближайшее время возрастающий пассажирооборот превысит возможности российских авиакомпаний. По мнению вице-премьера, достаточно непростая ситуация сложилась и в морском флоте России. В частности, в настоящее время более 90 процентов российских внешнеторговых грузов, перевозимых морским флотом, приходится на долю иностранных судоходных компаний. В связи с этим Россия должна принять все меры для того, чтобы переломить эту ситуацию в свою пользу.
Между тем в настоящее время Минтранс РФ совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами ведет доработку принятой в прошлом году федеральной программы "Модернизация транспортного комплекса РФ на период 2002-2010 годы" с учетом определенных транспортной стратегией приоритетов. Намечается, что этот документ будет представлен на Правительстве ближе к лету.