Удар по "ножкам Буша"

Новый Закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" отличается от старого тем, что полностью соответствует нормам ВТО. Едва ли не впервые в российской практике в деталях прописывает, от чего надо защищать наш рынок и как именно. Как и обещали его авторы, Закон получился предельно конкретный: предполагается, что и чиновники, и участники рынка найдут в нем полные ответы на свои вопросы, и им не придется искать какие-то специальные "разъяснения" и "комментарии".

 

Закон начинается с перечня основных понятий. Не каждый в России, даже из числа юристов, с ходу скажет, что такое "демпинговая маржа", а что - "демпинговый импорт". Наверное, для большинства станет откровением, что "демпинг" - это не продажа иностранного товара в России дешевле, чем стоят аналогичные вещи нашего производства (так все почему-то думают), а продажа его дешевле, чем он стоит у себя на родине. В число базовых понятий входят и такие, как "материальный ущерб отрасли" (что вообще считать ущербом) и "серьезный ущерб" (откуда его отсчитывать), и вообще масса других вещей, вроде бы понятных "вообще", но очень коварных, когда начинаешь, опираясь на свое интуитивное понимание "правды матки", строить государственную политику.

Например, Закон дает понятие расследования, которое должно предшествовать всем защитным мерам против "плохих" иностранных товаров.

Закон говорит, что орган, ответственный за расследование, назначается решением Правительства РФ, и дает конкретные временные рамки как самому расследованию, так и введению в действие его результатов (скажем, меры по результатам расследования должны быть приняты Правительством не позднее, чем через 14 дней после их появления). Если ситуация сверхкритична, и меры нужно принимать очень быстро, Правительство может практически мгновенно ввести предварительную специальную пошлину (защитный ввозной налог) на товар, наносящий ущерб экономике. Если потом выяснится, что эта пошлина оказалась слишком жесткой, участникам рынка вернут понесенные ими убытки. Такая предварительная пошлина не может работать дольше 200 дней.

В Законе детальнейшим образом прописано, как именно устанавливается степень ущерба российской экономике от "плохого" импорта. Чтобы защитить экономику, вводятся специальные защитные меры, причем Закон четко говорит, какими и в каком случае они должны быть, сколько длиться, как пересматриваться. Главная идея - защитные меры должны исчезать, как только они сделают свое дело. Важно не переборщить, иначе защита рынка начнет приносить вместо пользы только вред, создавая у отечественного производителя ощущение отсутствия конкуренции, что прежде всего ощутят покупатели.

Отдельная глава Закона посвящена антидемпинговым мерам. От установления факта демпинговых поставок товаров в нашу страну до определения ущерба и введения защитных мер - каждый шаг прописан предельно подробно, потому что дело новое. Здесь, как и в случае применения специальных защитных мер, законодатель требует тщательно выяснить, насколько существенен демпинг, как сильно он навредил. Если его влияние не превышает некоторого допустимого порога, жесткие меры в отношении него не применяются. Более того, если поставщик товара письменно повинится в том, что вел нечестную ценовую политику, и примет обязательства срочно ее изменить, расследование завершается, коли "следователи" сочтут, что поставщику можно верить. Однако, контроль за тем, как он выполняет свое обещание, ведется усиленный.

Наконец, Закон вводит понятие "компенсационной меры", которая необходима в тех случаях, когда на территорию России попадают товары, производство которых было субсидировано правительствами иностранных государств. В реальности это, как уже отмечалось экспертами, прежде всего продовольствие: кризис перепроизводства продукции АПК, стремление поддержать безмятежный образ жизни своих фермеров заставляют иностранные правительства покупать у производителей АПК товары по неоправданно высоким ценам, а потом перепродавать их на экспорт по ценам заниженным, компенсируя разницу из бюджета. Требование отечественных производителей АПК "запретить" такие поставки сталкивались с опасениями, что резкий запрет импорта не вызовет роста собственного производства и приведет лишь к дефициту и росту цен. В Законе найдена "золотая середина" - расследование в отношении субсидированного импорта ведется предельно объективно, абстрагируясь от лоббизма отечественных производителей.

Документ предельно прозрачен, да и не мог он быть другим. Попытки объявить России "торговую войну" при поставке ее товаров в некоторые страны, с одной стороны, как и явная практика поставок в нашу страну "плохого импорта", от которого мы не умели защититься, - с другой, вынудили Россию пойти на защитные меры (по мясу птицы, говядине, свинине) до принятия этого закона. В мире это вызвало неоднозначную и подчас крайне бурную реакцию. Особенно болезненной была реакция наших партнеров на переговорах по присоединению России к ВТО, которые говорили, что еще ни одна страна на стадии присоединения не позволяла себе ужесточать свой защитный режим. Как вспоминают участники переговоров, "мы уже хотели бежать за бронежилетами - думали, сомнут". Россия потратила очень много сил, чтобы доказать, что она имела право защищать свой рынок, и затратила массу времени, чтобы растолковать иностранным экспертам, как именно мы намерены защищаться.