Таможенное эхо

Как известно, несколько месяцев назад в России шли бурные дискуссии по поводу запретительных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Официальная позиция сводилась к тому, что подобная автомобильная экспансия вредит отечественному автопрому. Теперь выяснилось, что госбюджет недобирает солидную долю таможенных платежей, и для машин старше 7 лет решили сделать небольшое послабление. В Беларуси, по данным ГТК, изменений в этой сфере пока не предвидится. Пошлины на ввоз автомобилей хотя и немалые и тоже время от времени меняются, но они пока не нарушают компромисс между покупательной способностью людей и интересами госбюджета.

Другое дело - решение российского Правительства уравнять таможенные пошлины на ввоз новых иномарок гражданами и фирмами. Теперь в обоих случаях придется выложить за машину в возрасте до 3 лет 48 процентов ее таможенной стоимости. Тем самым у "серого" импорта выбита почва из-под ног. Автоконцерны, ориентирующиеся на российский рынок, уже позитивно оценили этот шаг. Он оздоровит конкурентную среду, повысит заинтересованность в развитии в России автосборочных производств. В том же духе высказались в беседе с корреспондентом "СОЮЗа" и некоторые белорусские автодилеры, например генеральный директор ОАО "Минск-Лада" Вячеслав Туркин. Дело в том, что в Беларуси для граждан льготный таможенный режим при ввозе новых автомобилей пока сохраняется. И те же "Жигули" выгоднее самому пригнать из России, чем купить на месте у официального представителя АвтоВАЗа. В итоге теряет на налогах уже белорусское государство.

Неоднозначно встречено решение правительства Москвы увеличить беспошлинный ввоз вещей гражданами на сумму с одной до двух тысяч долларов (точнее говоря, до 65 тысяч рублей). Ясно, что это либерализирует ситуацию у таможенной стойки. Ведь как по белорусским, так и по российским правилам вывозить наличными без оправдательных документов можно до 10 тысяч долларов. Некоторые комментаторы даже поспешили увидеть в нововведении попытку спасти от вымирания коммерсантов-"челноков". Для приграничных торговцев это, возможно, и актуально. Но для отечественных предприятий - вряд ли. Китайский и тому подобный ширпотреб до сих пор серьезно мешает подняться российской легкой промышленности. Да и белорусской тоже, поскольку через прозрачную границу между нашими странами импортный товар свободно проникает на местные рынки.

И все это - на фоне не обремененной серьезными ограничениями деятельности фирм, транспортирующих и "растамаживающих" грузы челноков, превышающие допустимые 50 килограммов, по удивительно низким ставкам. Между тем руководители как российских, так и белорусского концернов легкой промышленности настойчиво требуют от своих правительств ограничить доступ импортного ширпотреба.

Так что, как видим, предварительно обсудить таможенные нововведения друг с другом не помешало бы. Тем не менее они встречены в Беларуси вполне спокойно. С одной стороны, каких-либо поспешных изменений местных норм, как сообщили в Таможенном комитете, не предвидится. С другой, очевидно понимание того, что каждая из наших стран имеет некоторые экономические особенности, с которыми нужно считаться.

- Речь идет о различиях нескольких сот таможенных позиций из 12-15 тысяч, - пояснил корреспонденту "СОЮЗа" заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур. - Это вполне естественно.

Впрочем, вряд ли изменения таможенного тарифа, о которых шла речь, окончательные. Россия, как известно, стремиться в ВТО, по этой же дороге идет Беларусь. Вступление в Торговую организацию потребует максимальной унификации с международными национальных таможенных норм и правил.