Спектакль "Последняя жертва" во МХАТе - зрелище вкусное и приятное почти во всех отношениях. Для этого режиссер и художник существенно перекроили пьесу, добавив несколько новых реплик и сдвинув весь сюжет из купеческой Москвы 70-х годов в новую буржуазную столицу начала прошлого века. Стильный модерн, экраны, один за другим открывающие изысканные интерьеры богатых московских домов и рестораций, падающий то и дело снег, радостное чувство московских зимних вечеров с их веселым и нервным возбуждением, театральными разъездами и "Славянским базаром", так точно описанное Буниным (художник Валерий Фомин).
Главным магом этой волшебно богатой Москвы является Флор Федулыч Прибытков в исполнении Олега Табакова. Он воплощает тип просвещенного, мудрого и трепетного предпринимателя рубежа веков, этакого Саввы Морозова: держатель абонемента в Большом, коллекционер нефигуративной живописи нового времени (на стене в его бюро висит полотно некоего кубиста), ценитель вокального искусства, с удовольствием слушающий пластинки с Castа Diva на новеньком граммофоне. Во всех отношениях образованный человек - знает даже, как правильно произносить "феномен", с ударением на "о".
Еремин пошел еще дальше, зарифмовав мелодраматическую историю прелестной женщины, коварного обольстителя и доброго миллионера с эстетикой синематографа. Нелепый любитель французских романов купец Прибытков (Валерий Хлевинский) демонстрирует новую фильму, а все действие спектакля сопровождают киноизображения заснеженных московских домов и фабрик. Буржуазная лихорадка и сама атмосфера начала прошлого века дала театру новые возможности поиграть с веком нынешним.
Но в расчет брались и актерские возможности исполнительницы главной роли. Марине Зудиной и вправду легче сыграть нервическую женщину модерна с истерическими нотками на крещендо, с изломанными движениями и кокетливыми интонациями, чем простодушную женщину 70-х годов. Ее чувства к мужчинам - пряная смесь душевной самоотдачи и тонкого, тайного расчета. Влюбившись со всею страстью в игрока Дульчина, она все же не забывает о том, что за ним стоит капитал. Но мотив любви, оплаченной серьезным состоянием и разумным подходом, ярче всего предстает в игре Олега Табакова. Он-то и есть главный герой "Последней жертвы". Он любит нежно и преданно, вкрадчиво и умно. В своем чувстве он демонстрирует смирение и расчет.
Убитая горем и предательством женщина, вот-вот готовая, кажется, покончить жизнь самоубийством, с легкостью отдает свое сердце новому респектабельному поклоннику. В том, как играют своих героев Зудина и Табаков, нет места голому расчету. Они радостно демонстрируют главную добродетель нового века - любить с расчетом, испытывать искреннее чувство к тому, кто полезен. Умиротворенный зритель сладостно отдается в объятия этой новой сказки. "Только услугами можно завоевать расположение женщины". Печальный и мудрый Островский дает сегодняшнему театру исключительный по смысловому объему психологический очерк чувства в царстве капитала. Не случайно театры с такой благодарностью и страстью взялись за него в последние сезоны. Вослед за МХАТом "Последнюю жертву" обещают Малый театр и Ленком.
В спектакле Еремина неожиданно, второстепенным, но тонко исполненным сюжетом обнаруживает себя совсем другая любовь - любовь без расчета. Так, по крайней мере, играет своего героя, жалкого приживала Луку Дергачева молодой актер Роман Кириллов. Униженный до последней степени он способен к состраданию и предельной, настоящей любви к Вадиму Дульчину. Сам же коварный любовник в исполнении Сергея Колесникова - на редкость ходульная и плоская фигура. Ничем не примечателен. Примечательнее же всех - страшная сваха Глафира Фирсовна (Ольга Барнет), сыгравшая особый цинизм людей, всегда ошивающихся рядом с властью и капиталом, служа им за гроши, - этакая изощренная "школа злословия".
Под тихо падающий снег, в шикарных пальто и шляпке, Юлия Тугина уходит под руку со своим будущим мужем - Флором Федуловичем Прибытковым, добрым, мудрым, любящим и очень разумным миллионщиком. Снег нежно засыпает эту приятную во всех отношениях пару, и на экране крупным планом возникает счастливое лицо будущей миллионерши Прибытковой. Оправдание богатства совершилось на сцене чеховского МХАТа с буржуазной, добротной чинностью. С таким спектаклем можно и Новый год встречать.