Отмена транспортных льгот

В июле текущего года этот спор пытался разрешить Йошкар-Олинский городской суд, куда обратились с иском руководители предприятия. Истцы обосновывали свое желание избавиться от навязанной им некогда непосильной ноши тем, что не в силах перевозить армию льготников. Так как "историческое" постановление с самого начала не было подкреплено материально, льготы все это время предоставлялись за счет средств троллейбусного парка. Транспортники попросили суд признать решение депутатов недействительным. Ответчики - представители Горсобрания - предложили отсудить деньги у города, взыскать средства на покрытие убытков из бюджета, но при этом не лишать пенсионеров права на бесплатный проезд.

На суде выяснилось также, что все это время предприятие не бедствовало. С 1997 года оно ежегодно освобождалось от налогов. По информации Финансового управления Йошкар-Олы, троллейбусники каждый год получали дотации из бюджета на сумму от 500 до 900 тысяч рублей, постоянно пользовались льготами по оплате электроэнергии. В то же время заявленную сумму убытка транспортники обосновать не смогли.

Но суд все-таки защитил интересы предприятия. По мнению служителей Фемиды, Йошкар-Олинское горсобрание должно было предусмотреть источники дополнительных поступлений в бюджет муниципального образования или прекращение соответствующих расходов по конкретным статьям. Более того, говорилось в решении суда, "органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйственных субъектов, создают дискриминационные условия их деятельности".

В итоге транспортники, казалось бы, процесс выиграли: суд признал постановление депутатов недействующим со 2 сентября этого года. То есть уже минувшей осенью пенсионеры могли бы лишиться льготы. Однако Горсобрание подало кассационную жалобу на решение суда первой инстанции, и Верховный суд отменил постановление городского суда. Дело направили на пересмотр другому судье.

Но оказалось, что чем больше его рассматривали, тем дальше уходили от сути и даже зашли в тупик. На последнем заседании суда в прошлом месяце юридически значимым стал следующий факт: было ли опубликовано или обнародовано постановление Городского собрания? К счастью, в архиве еженедельной газеты нашлась информация о льготном проезде, а значит, получалось, что постановление все-таки было обнародовано. Между тем, истцы высказали мнение, что статья о льготах была всего лишь журналистской версией оспариваемого постановления, следовательно, не может считаться обнародованием решения депутатов. Таким образом, суд пришел к тому, что постановление не вступило в законную силу и не подлежит применению.

Пока неизвестно, к какому решению придет суд, но депутаты не собираются отменять решение, принятое в 1996 году. По словам председателя Горсобрания Геннадия Васильева, старое постановление было продиктовано временем: депутаты искренне желали помочь ветеранам труда, не имеющим федеральных льгот. Для реализации этой идеи в условиях нехватки средств искали реальный выход, предлагались льготы, взаимозачеты, бартерные сделки. Сейчас городской бюджет тоже не роскошествует: вместо двух миллиардов рублей, требуемых на покрытие всех расходов, в наличии имеется всего 975 миллионов. Где же взять недостающие средства для перечисления троллейбусному предприятию? Скорее всего, придется вновь искать компромисс. Как стало известно, Горсобрание готово сделать шаг навстречу - рассмотреть убытки транспортников, если те вместо голословных претензий представят аргументированные расчеты. Депутаты не торопятся нанести удар по пенсионерам.