Первоначально предполагалось, что расходы ЕС заметно увеличатся в связи с расширением союза с его нынешних 15 членов до 25, которое произойдет 1 мая 2004 года. Р. Проди с ходу отрицательно прореагировал на требование "шестерки". Он считает, что раз членов ЕС будет больше, то и денег надо больше. Но письменный ультиматум "шестерки" - это серьезно. Ведь именно эти государства являются главными спонсорами ЕС. Только взносы Германии покрывают четверть расходов союза.
Инициативу шести в западноевропейских столицах расценили прежде всего как намерение наказать Испанию и Польшу за строптивость. Эти две страны фактически торпедировали недавнюю встречу глав государств и правительств стран - членов ЕС и кандидатов на вступление в союз. Они выступили против принятия ряда положений проекта Европейской конституции, разработанного под председательством бывшего президента Франции Валери Жискара д'Эстена. Прежде всего их не устраивала схема принятия решений Советом министров ЕС. Они сочли, что она дает политические преимущества четверке европейских грандов - Великобритании, Германии, Италии и Франции - и ущемляет права других государств. Ни уговоры, ни компромиссные предложения не изменили позиции Испании и Польши. Брюссельская встреча провалилась, и проект Европейской конституции пришлось отложить в долгий ящик.
И вот последовали, как пишет французская газета "Фигаро", европейские репрессии против Испании и Польши. Именно эти две страны получают львиную долю бюджетных ассигнований ЕС на поддержку слаборазвитых регионов. А она составляет почти треть бюджета ЕС. Теперь эту статью в любом случае увеличивать не будут, а вот делить ее придется на большее число стран. Понятно, что доля нынешних получателей союзных денег сократится.
Объясняя свой шаг, авторы письма отмечают, что жесткая экономия средств в национальном масштабе должна проектироваться и на союзный бюджет. Отныне приоритетами будут создание новых рабочих мест и экономическое развитие. Что же касается расходов по линии региональной политики, то есть поддержке выравнивания экономического уровня регионов, то, судя по всему, она отходит на второй план. Мадрид и Варшава окажутся первыми жертвами корректировки европейских приоритетов, считают в Брюсселе.