Четвертая окольцовка

Аксенов отметил, что 30 процентов проектной документации на строительство северного участка магистрали уже готово. А в настоящее время, как сообщила "РГ" начальник Управления инженерно-траснпортного обеспечения НИИ Генплана Светлана Чуверина, город выделил 12 миллионов рублей для того, чтобы начать проработку предпроектных предложений южной части. Дело в том, что если по прежним наметкам южную часть Четвертого транспортного кольца предполагалось сделать продолжением Третьего кольца, то теперь оно становится новой, совершенно самостоятельной магистралью. Протяженность ее - 61 километр. Причем 16 километров из них уже есть: кольцо начнется с существующей улицы Минской, Ломоносовского и Нахимовского проспектов. Дальше, через районы Коломенское и Печатники, трасса двинется вдоль Курского направления железной дороги. На участке от Волгоградского проспекта до шоссе Энтузиастов пойдет параллельно Малому кольцу Московской железной дороги. Минует район Измайлово до Щелковского шоссе, оттуда уйдет вдоль Лосино-Погонного острова к Ярославскому шоссе, от него - вдоль железнодорожной станции Лихоборы через Алтуфьевское, Дмитровское, Ленинградское и Волоколамское шоссе. На западном участке кольцо перейдет на улицу Народного ополчения и через район Нижние Мневники соединится с Минской улицей.

На пути Четвертого кольца встретятся такие достопримечательности, как усадьба "Коломенское" и Филевский парк. Но волны общественных протестов, как это было при проектировании Третьего кольца, не предвидится: строители-транспортники завоевали доверие горожан безупречно-бережным отношением к памятникам старины, проявленным при сооружении Лефортовского тоннеля. Вот и здесь, как рассказала Светлана Чуверина, предполагается проложить два тоннеля примерно на такой же 37-метровой глубине, так как геология на этих участках примерно такая же, как и в Лефортово. А вот сноса жилых домов, по крайней мере на севере города, не предвидится, о юге же пока говорить рано, так как вся проработка трассы еще впереди.

Имея по четыре полосы движения в каждую сторону с пропускной способностью в час "пик" около 5,5 тысячи автомобилей, Четвертое кольцо будет бессветофорным, подчеркнул Аксенов. Это значит, что, к радости москвичей, оно станет еще одной магистралью, по которой можно будет ехать не черепашьим шагом, а со скоростью 60, а, если гибэдэдэшники разрешат, то и 80 километров. Ввод его, безусловно, скажется и на разгрузке улиц срединой части города, как это случилось с Третьим транспортным кольцом, принявшим на себя 6,5 процента всего автомобильного движения в городе. В результате многие ранее перегруженные улицы в центре столицы, давно исчерпавшие свою пропускную способность, словно получили второе дыхание.

Единственное, о чем остается сожалеть, что до начала стройки еще целый год, который уйдет на завершение строительства последних развязок на Третьем кольце - на пересечении улицы Шереметьевской с Сущевским валом и расширение тоннеля на Беговой и сооружение над ним эстакады. Сил у строителей хватило бы и на Четвертое кольцо, но нет денег. В какую сумму обойдется новое кольцо для столицы, сказать без предпроектной проработки никто не берется. Можно лишь напомнить, что предыдущий вариант проектировщики оценивали в 200 миллиардов рублей. А с тех пор, как федеральный центр ликвидировал Территориальный дорожный фонд, столица имеет на строительство дорог вместо былых 38 миллиардов рублей не более 30 миллиардов в год. И это при том, что Москва - единственный из субъектов Федерации, - подчеркнул Аксенов, - который даже перевыполняет планы по сборам акцизов, которые могли бы компенсировать потерю фонда. Но, как и предсказывали столичные власти, этого не случилось. Поэтому москвичам остается радоваться тому, что хоть и тихо, но они пока едут, а не стоят на месте. В том числе - и в развитии транспортных магистралей.