Защита от демпинга

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий ПЕТРОВ, отвечая на вопросы нашего обозревателя, прокомментировал основные положения этого Федерального закона.

- Георгий Георгиевич, в чем состоит принципиальное значение принятого закона?

- До этого российская внешнеторговая политика была в значительной степени безоружной. Теперь в руках государства появилось очень мощное и, что важно подчеркнуть, точечное оружие.

Таможенные пошлины действуют в отношении всех государств, всех поставщиков товаров независимо от того, на каких условиях осуществляется импорт. Предусмотренные новым законом меры носят избирательный характер, прицельно направлены против недобросовестных экспортеров.

Искусственное занижение цены поставок для завоевания рынка искажает условия нормальной конкуренции. Наказывать в равной мере всех - и правых, и виноватых, значит в конечном итоге наказывать потребителя. Товар-то становится дороже. Закон дает четкое толкование демпинга и определяет меру ответственности за него. Будучи законом прямого действия, он предусматривает механизм реализации своих положений от "а" до "я".

Принятый в 1998 году Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" лишь в общих чертах обрисовывал возможность антидемпинговых процедур. Подача жалоб от российских товаропроизводителей на недобросовестных импортеров была обставлена такими условиями, что делала ее практически неосуществимой. Вовремя отреагировать на проявления демпинга Правительство просто не могло.

- Чем отличаются друг от друга специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры?

- Специальные защитные меры включаются в том случае, когда резкий рост импорта может ухудшить платежный баланс страны, вызывая непредусмотренный отток валюты.

Антидемпинговые меры направлены против конкретных поставщиков, предлагающих товар по искусственно заниженным ценам. Законом определена допустимая демпинговая маржа - не более 2 процентов.

Компенсационные меры применяются в отношении государств или групп государств, занимающихся субсидированием своих экспортеров, чтобы облегчить их проникновение на внешние рынки.

Все эти меры предусматривают взыскание платежей независимо от таможенных пошлин. Средства аккумулируются на депозитах и лишь после окончательного решения по результатам расследования зачисляются в бюджет.

- Куда же теперь обращаться с жалобами на нехороших экспортеров отечественным товаропроизводителям? В законе фигурирует некий "орган, проводящий расследование", но это, согласитесь, не адресат.

- По данному вопросу должно определиться Правительство. И это очень сложный вопрос. Ведь, по сути, речь идет о квазисудебном разбирательстве.

Есть истец, подающий жалобу. Это может быть предприятие, отрасль, союз или ассоциация предпринимателей, федеральный орган исполнительной власти. Есть ответчик - демпингующий поставщик или государство (союз государств), занимающийся неправедным субсидированием. Новый закон в этой связи является своего рода и Уголовным, и Уголовно-процессуальным кодексом.

В других странах подобные расследования проводят департаменты министерств либо экономики, либо финансов, либо внешней торговли, либо специальный орган исполнительной власти. Требуется очень большой аппарат. В различных государствах он составляет от 300 до 700 не простых чиновников, а очень опытных профессионалов - экономистов, финансистов, юристов, владеющих данной темой. Отмечу, что в отличие от таможенно-тарифной политики меры, определенные новым законом, являются очень тонким и обоюдоострым инструментом. Ведь в случае ошибки при расследовании придется возвращать взысканные средства из бюджета, нарушая его стройность.

Учитывая очень дорогую политическую и экономическую "цену вопроса", Торгово-промышленная палата России как выразитель интересов отечественных товаропроизводителей, несмотря на свой всем известный антибюрократизм, рекомендовала бы Правительству не скупиться при формировании "органа, проводящего расследование". Думается, в рамках административной реформы это вполне возможно.

Минэкономразвитию в нынешнем его состоянии такая роль явно не по плечу. Надо развивать либо его мощности, либо создавать новый федеральный орган. При несовершенстве действующего до последнего времени законодательства можно по пальцам одной руки пересчитать случаи государственной антидемпинговой защиты. Эта робость продиктована в немалой степени неготовностью аппарата к данной сфере деятельности.

В то же время другие государства, давно практикующие аналогичные меры, ограничивают наш экспорт ежегодно на сотни миллионов долларов. По данным Минэкономразвития, на 2,5 миллиарда долларов в год.

- Стало быть, мы сами отчаянно демпингуем?

- Нет. Дело в том, что отношение мирового делового сообщества к плановой советской экономике автоматически перенесено на нынешнее российское хозяйство. Тогда стоило, как говорится, нахулиганить одному заводу-поставщику, наказывалась целая отрасль. Так и теперь. С одной стороны, признавая нашу теперешнюю рыночность, с другой члены ВТО инерционно в этом вопросе придерживаются старых принципов.

Достоинство принятого закона состоит, помимо всего прочего, в том, что он в полной мере соответствует нормам мирового права. Его введение должно усилить наши позиции в ходе переговоров о вступлении в ВТО.

Нельзя рассматривать закон как ответную реакцию на чьи-то происки. Это элементарная забота государства о своей экономической безопасности - об отечественных товаропроизводителях. Вспомним, как ВТО "поправило" администрацию США, ограничившую ввоз сталепродукции из Евросоюза и Японии. Мы пока находимся вне рамок Всемирной торговой организации, но этот закон вполне адекватен ее нормам и правилам.

Надо и самим предпринимателям, товаропроизводителям вести тщательный мониторинг отечественного рынка, чтобы своевременно выявлять демпинговую угрозу недобросовестных конкурентов извне. Закон дает возможность быть смелее и решительнее в защите своих интересов.

Остается добавить, что новый Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.

- Не расценят ли защитные меры государства как потворство неэффективным собственникам?

- Речь идет о защите эффективных конкурентоспособных товаропроизводителей. Остальные могут рассчитывать на защиту только если по качеству продукции и эффективности производства достигнут мирового уровня. Цивилизованный рынок предполагает нормальную конкуренцию, при которой выигрывает потребитель.

Документ опубликован в "РГ" 17 декабря.