Сто лет назад в декабре 1903 года в Витебске родился мальчик, которому суждено было стать знаменитым писателем Лазарем ЛАГИНЫМ. Всесоюзную известность принесла ему повесть "Старик Хоттабыч". В 1938 году она печаталась одновременно в журнале "Пионер" и газете "Пионерская правда". Своей дочери писатель рассказывал, что завязку он позаимствовал у малоизвестного английского писателя Ф. Анстея. Но так развил сюжет, облек его такой яркой и живой плотью, что создал совершенно оригинальное произведение. Что ж, Шекспир тоже использовал сюжеты старинных хроник...
Таланты Лагина и Булгакова родственны. У обоих явный уклон в сатиру с элементом фантастики. Что касается деталей, то сходство иногда просто озадачивает.
Не знаю, обращал ли кто-нибудь внимание на поразительные совпадения в повести с другим произведением, созданным примерно в то же время. Я имею в виду "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова. Прочитанный под этим углом, "Старик Хоттабыч" дает повод для раздумий. В обоих случаях в абсолютно материалистической Москве оказывается персонаж, наделенный сверхъестественным могуществом. Ему не страшен человек с ружьем (с маузером), олицетворяющий власть. Да и само всесилие этой власти кажется иллюзорным.
В жизни все было не так. Режим гнул и ломал талантливых людей. О мытарствах Булгакова известно всем. Лагину тоже пришлось хлебнуть горя. От ареста в 30-е годы Лазаря Иосифовича спас Фадеев, постоянно отправляющий его в длительные командировки (подальше от Москвы и товарищей Ягоды и Ежова): то на Шпицберген, то в Среднюю Азию. Дома, куда за ним время от времени приходили ночью, бывал редко. Возможно, именно по этой причине ушла от него к другому жена, одна из красивейших женщин Москвы.
В конце 40-х годов в новое издание "Старика Хоттабыча" идеологический отдел ЦК рекомендовал ввести "более актуальные акценты и персонажи". У Лагина, собственными руками вынужденного уродовать свою повесть, случился инфаркт...
Таланты Лагина и Булгакова родственны. У обоих явный уклон в сатиру с элементом фантастики. Что касается деталей, то сходство иногда просто озадачивает. Сравните, например, сцены в цирке. "Сеанс черной магии с разоблачением" и чудеса, устроенные Хоттабычем на цирковом представлении, похожи даже в подробностях.
В послевоенные годы Лагин написал несколько хороших романов, множество блестящих памфлетов, сатирических сказок для взрослых. За роман "Патент АВ" Сталин наградил его премией своего имени. Знал бы вождь, как схулиганил одобренный им автор, он бы ему вместо премии лагерный срок припаял. Дело в том, что многие собственные имена в романе - "говорящие". Только для этого надо знать язык Библии и Талмуда. Действие разворачивается в захолустном городе под названием Бакбук, что на иврите означает "бутылка". Один малосимпатичный персонаж носит фамилию Цфардейа, другой - Эдуф, что на том же языке означает "лягушка" и "раб". И так далее. А ведь как раз в это время началась кампания борьбы с "безродными космополитами". И писатель мог очень сильно поплатиться за свои шалости.
Лагин обладал замечательным даром обо всем писать увлекательно. Когда-то я еще подростком за ночь прочитал его роман "Патент АВ" и в подробностях помню его до сих пор. Конечно, повзрослев, я понял недоступные мне прежде нюансы, подтексты и т. д. То же самое и с "Хоттабычем". Взрослый человек воспринимает повесть глубже, чем ребенок. Но и тот и другой усваивают главное: добрые, веселые, умные люди побеждают глупых и злобных негодяев. Это помогает жить, поддерживая в нас оптимистическое мировоззрение.
Памфлеты Лагина не только остроумны, но еще и очень глубоки по мысли. Он чрезвычайно тонко понял и донес до читателя подоплеку всей той многообразной нечисти, которая называется у нас фашистами.
Писатель сражался с фашизмом не только пером. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Закончил войну в Румынии в составе Дунайской флотилии. Боевыми наградами никогда не хвастался. Был скромнейшим человеком. Витебск посетил только один раз. В 1974 году, когда отмечали 1000-летие города, пригласили и Лагина, знаменитого писателя. Никто его не узнал, телевидение не снимало, начальство местное не величало. А он и не "обозначался". К почестям был равнодушен, имел склонность к самоиронии, понимая при этом свое особенное место в литературе.
Случилось так, что прославило Лазаря Лагина произведение самого, казалось бы, легкого жанра - детская сказка. У него были калибры и покрупней. Но кто водит рукой автора, спрашиваешь сам себя, когда он пишет текст, в котором, как в катренах Нострадамуса, проступают смутные тени будущего?
...В Витебске поговаривают о том, чтобы поставить памятник старику Хоттабычу на улочке, круто сбегающей к Двине. И тогда Лагин хотя бы в лице своего персонажа навсегда возвратится в родной город.