Риза Господня, согласно библейским легендам, – одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших на распятии. По преданию, она была привезена в Грузию, где и хранилась до 1624 года. Увез ее из Грузии шах Аббас после завоевательного похода. В 1625 году риза была подарена царю Михаилу Федоровичу. Ризу Господню поместили в Успенском соборе Московского кремля. В честь нее 10 июля был установлен праздник, на котором ежегодно обязательно присутствовали царь и патриарх. Сразу после перенесения ризы в собор от нее отделили две части, одну поместили в ковчег, чтобы носить по домам болящих, другую вложили в крест, находящийся в покоях государя. Позднее части ризы передали в Софию Киевскую и в ярославский храм Ильи Пророка, еще две части после основания Петербурга оказались в Петропавловском соборе и храме Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце.
Ярославским купцам Скрипиным царь Михаил Федорович подарил православную реликвию в знак признания их заслуг перед государем и за строительство храма Ильи Пророка – красивейшего ярославского ансамбля, являющегося сегодня памятником федерального значения. Специально для хранения святыни к уже построенной церкви пристроили шатровый Ризоположенский придел. В описи говорится, что хранилась здесь частичка ризы в двух серебряных ларцах.
В двадцатые годы минувшего века великая православная святыня, которой поклонялись в Ярославле почти три столетия, бесследно исчезла. И все же местные музейщики не оставляли надежду найти те серебряные ларцы, изучали архивные документы по изъятию ценностей, которые производились восемьдесят лет назад. Увы, почти о каждом ярославском храме они свидетельствовали одно и то же: «Изъяты ценности на 100000 рублей в количестве 1 тюк».
Что тогда делали с этими тюками, хорошо известно – драгоценные камни продавали ведрами за границу, а серебро отправляли на переплавку. Конечно, атеисты не стали бы церемониться с крошечным кусочком ткани в серебряной коробочке – малообразованные борцы с верой были далеки от уважения к православной истории. Но первые музейщики – люди образованные, талантливые и верующие, получившие образование еще до революции, – не могли не знать о ценности и уникальности ярославской святыни. Неужели они не предприняли никаких попыток, чтобы сохранить частицу ризы Господней? И еще одна мысль вселяла надежду – все ярославские святыни чудесным образом сохранились и, словно дождавшись своего часа, были вновь обретены верующими уже в обновленной России.
И вот при подготовке новой экспозиции «Сокровища ярославских ризниц» хранитель фонда драгоценных металлов Елена Бурдакова обнаружила, что ковчег из ризницы Спасского монастыря полностью соответствует по описанию одному из пропавших ларцов с частичкой ризы. В ковчеге хранилась панагия с крошечным – с ноготок – кусочком ткани.
Панагия – изящная серебряная коробочка, украшенная драгоценными камнями, датирована концом XV века. Вполне достойное обрамление для святой реликвии. Сама дарохранительница выполнена ярославскими мастерами из серебра, по ее бокам сюжеты, указывающие на ее происхождение из церкви Ильи Пророка – «Илья Пророк», «Гурий, Симон и Авив», «Покров Богоматери», «Положение во гроб». Вряд ли мастера случайно изобразили сюжеты, соответствующие названиям приделов Ильинского храма, скорее они выполняли чей-то заказ.
Для специалистов принадлежность ковчега к церкви Ильи Пророка была несомненной. Единственная святыня, которая могла храниться таким образом в столь драгоценных сосудах, – частица ризы Господней.
Очевидно также, что сохранилась реликвия только благодаря находчивости первых музейщиков. В двадцатые годы ХХ века церковь Ильи Пророка находилась в ведении Нила Григорьевича Первухина, ученого-краеведа, который был в состоянии оценить уникальность царского подарка купцам-строителям. И он нашел единственный способ спасти бесценную реликвию – вывезти ее из храма и сделать так, чтобы она перестала числиться в документах. Именно таким путем удалось сохранить мощи ярославских князей Федора, Давида и Константина, обнаруженные сотрудниками музея-заповедника в церкви Николы Надеина и переданные Русской православной церкви. Спасение святынь шло по одному сценарию – ничего другого в те годы, когда все, связанное с верой, подлежало уничтожению, придумать было нельзя.
Но только изучив все документы – с двадцатых годов до наших дней, проведя сопоставление дарохранительницы и панагии с указанными в описях церкви Ильи Пророка, убедив себя на 99,9 процентов в подлинности невероятной находки, музейщики выступили с инициативой передачи святыни Русской православной церкви.
За последнее десятилетие Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник передал в действующие храмы более 600 предметов, которые сохранялись несколькими поколениями сотрудников. Теперь для хранения великой святыни церковь должна подготовить новую дарохранительницу – ни музей, ни Министерство культуры не могут распорядиться старым серебряным ларцом: все драгоценные металлы находятся в ведении Гохрана и никогда и никому не могут быть переданы – таков закон. Но главное не в этом, а в том, что самая ценная ярославская святыня вернется к верующим. Сохранили ее, помогли обрести вновь надежные и скромные служители российской истории – музейщики.