Придумали даже специальный термин - "оптимизация уплаты налогов". Возьмите нефтедобытчиков. В прошлом году Счетная палата проверяла ОАО "Сибнефть". Мы обнаружили, что компания действовала через сеть юридических лиц, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения.
И налог уплачивался по ставке, сниженной более чем в шесть раз. В результате только в 2001 году бюджет недополучил 10 млрд. рублей налоговых платежей. И это не исключение, а, скорее, правило. Как показали другие наши проверки, вертикально интегрированные компании зачастую формируют до 97 процентов своей прибыли за счет таких дочерних и зависимых структур.
Но не только нефть "течет" мимо российского бюджета. Есть и другие "потоки". Счетной палатой выявлено, что годовой объем реализации легально произведенной водки и ликероводочных изделий составляет менее половины общего объема потребления. А все остальное - теневой оборот. И это в определенной мере связано с ростом цен, вызванным ежегодным увеличением ставок акцизов.
Счетная палата внесла в Правительство предложение о переносе акциза с алкогольной продукции на спирт. Это позволит повысить эффективность регулирования производства и оборота алкогольной продукции, сократить число налогоплательщиков и расходы на содержание контролирующих органов. Отпадет необходимость в акцизных складах, специальных региональных марках, существенно снизится криминализация производства и оборота алкогольной продукции. Но более радикально решить проблему легализации оборота алкогольной продукции мог бы переход к государственной монополии на оборот этилового спирта.
Все это говорит о том, что нужно совершенствовать законы. Созданный при Счетной палате России научно-исследовательский институт планирует в следующем году провести экспертизу всех законов, касающихся экономической и бюджетной сфер, на предмет их коррупционности. Мы также предлагаем внести в налоговое законодательство изменения, направленные на существенное увеличение доли рентно-ресурсных платежей. Это позволит снизить налоговую нагрузку прежде всего на перерабатывающие отрасли, создать условия для их форсированного развития, без чего невозможно решить поставленную Президентом задачу удвоения ВВП и одновременно более эффективно заниматься социальными проблемами.
Особый разговор о Чечне. Словосочетание "черная дыра" вызывает устойчивую ассоциацию с этой республикой. Итоги комплексной проверки использования средств федерального бюджета в Чечне в 2002 году были подведены на выездной коллегии Счетной палаты в Грозном в апреле этого года. Тогда были обнаружены финансовые нарушения на сумму более 365 млн. рублей. Мы поставили работу по выявлению и пресечению финансовых нарушений в этом регионе на постоянную и системную основу. В Счетной палате создана специальная инспекция по контролю за расходованием средств федерального бюджета, направляемых на восстановление социальной сферы и экономики Чечни. И сегодня ситуация меняется к лучшему - и об этом можно говорить как об устойчивой тенденции.
Однако "черные дыры" бывают не только в федеральном бюджете, но и в семейном. Речь идет о зарплатах в конвертах. Здесь не только скупые работодатели виноваты, которые экономят на налоговых отчислениях, но и высокая ставка единого социального налога. Конечно, сокращение ЕСН несет риски, связанные с пополнением Пенсионного фонда. Но их можно компенсировать за счет улучшения налогового администрирования, введения рентных принципов при налогообложении сырьевых компаний. Да и работники должны требовать от работодателей - вплоть до суда - полную зарплату без конвертов. А то придет пенсионный срок, и Дед Мороз принесет им пустой конверт.