Карелова: победить бедность

   С 2005 года страна начнет жить в новых условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Фактически создается принципиально новая ситуация в социальной сфере, при которой доминирующей тенденцией становится обеспечение тесной взаимосвязи между системой социальной защиты населения и ее финансовой основой.

     Речь идет о том, что деньги бюджета любого уровня должны идти на гражданина, его здоровье, образование, социальную поддержку, а не на традиционное поддержание сметы учреждений вне зависимости от эффективности их деятельности. Об этом очень много говорилось в ушедшем году: финансировать не пресловутое "койко-место" в клинике, а каждого конкретного пациента, не абстрактное содержание школы, техникума или вуза, а каждого ученика или студента, успешно проходящего курс обучения. Сегодня гражданин зачастую не в состоянии выяснить, на какую конкретную помощь государства он имеет право рассчитывать, например, какие медицинские услуги для него оплатит бюджет. То же самое - в отношении образования, физкультуры и спорта.

     Нам предстоит "включить" не только новый механизм финансирования бюджетных учреждений, но и реализовать принцип четкого разграничения полномочий, а значит, и ответственности по уровням власти. Недопустимо, когда гражданин не может, во-первых, разобраться, к кому обратиться, а во-вторых, вынужден бегать от одного чиновника к другому, поскольку каждый рассказывает, что это не его проблема. При этом, конечно же, у нового механизма должна быть базовая гарантия - наличие такой доходной части бюджета любого уровня, которая позволит справиться со своими обязательствами.

     Собственно начало такого перехода в медицине, образовании уже произошло. С прошлого года Пенсионный фонд активно участвует в эксперименте именно такого "подушевого" софинансирования медицинских услуг, оказываемых амбулаторными и стационарными медучреждениями неработающим пенсионерам. Эксперимент проводился в 18 регионах, и в 2004 году новая система медицинского страхования пенсионеров будет внедрена уже в 40 субъектах Российской Федерации. Кроме того, в нынешнем году предстоит внедрить тот же принцип финансирования и в отношении других категорий населения. Во всяком случае базовый законопроект "Об обязательном медицинском страховании" Правительство планирует обсудить уже на ближайшем заседании. В 2004 году нам предстоит завершить подготовку законодательной базы, которая обеспечила бы нормальное функционирование обязательного медицинского страхования в стране.

     Хотела бы подчеркнуть, что здоровье нации и совершенствование системы здравоохранения - безусловные приоритеты на 2004 год. В федеральном бюджете-2004 расходы на медицину, физкультуру и спорт возрастут по сравнению с прошлым годом на 37 процентов. Особое внимание будет сконцентрировано на детях, необходимость этого подтверждают итоги проведенной Всероссийской детской диспансеризации.

     Еще один важнейший приоритет, по сути, главный из всех, - это преодоление бедности. Несмотря на некоторое оздоровление экономики в России, на 1 января 2004 года почти каждый четвертый россиянин имеет доходы ниже прожиточного минимума. По-прежнему высоким остается разрыв в доходах богатых и бедных, занятых в промышленности и бизнесе и бюджетников. Причем такой "разброс" характерен не только в пределах одного региона: у нас, к сожалению, в разы отличается и уровень жизни в различных регионах, что также создает немалые дополнительные сложности. Вот почему помимо главной задачи - дальнейшего развития экономики, без чего невозможно искоренить бедность, - нам предстоит решить целый ряд очень непростых задач в социальной сфере. Это и выравнивание экономических возможностей регионов, и поддержка социально уязвимых групп населения, совершенствование адресной поддержки, ее персонификация, и обеспечение роста денежных доходов населения, в том числе увеличение зарплаты (с учетом опережающего роста производительности труда) и улучшение пенсионного обеспечения.

     Должна отметить в этой связи, что нам предстоит шире взглянуть на продолжающуюся пенсионную реформу - с учетом интересов нынешнего старшего поколения, нынешних пенсионеров. Пока же могу отметить, что в нынешнем году запланировано дважды проиндексировать пенсии, причем темпы их роста будут не ниже, чем в 2003 году, то есть опередят инфляцию.

     Несколько слов хотелось бы сказать о молодежной политике. Именно грамотная молодежная политика создает базу для развития нашего общества.

     Направлений здесь очень много: это и вопрос образования, и трудоустройства молодежи (особенно если речь идет о первом месте работы), и решения жилищной проблемы, чему в последнее время уделяется самое пристальное внимание.

     Назову еще ряд ближайших задач в образовании. Это введение новых государственных образовательных стандартов общего среднего образования, а также требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования. Также продолжается реализация федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды". Мы будем продолжать развивать систему выявления и поддержки особо одаренных учащихся - от создания школ и школ-интернатов при ведущих вузах страны и до интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе и создания университетских комплексов. Понятно, что такой настрой на улучшение качества обучения по всей "цепочке" предполагает и создание эффективной, независимой от самих образовательных учреждений, системы аттестации и контроля качества образования.

     И это только часть, причем небольшая, из намеченного на 2004 год. Поэтому разговор о приоритетах развития социальной сферы заслуживает более обстоятельного подхода. Думаю, что в ближайшее время мы продолжим эту тему на страницах "Российской газеты".