Налог на прибыль: как избежать ошибок

Состав декларации

Декларацию по налогу на прибыль за отчетный период необходимо сдать в налоговую инспекцию не позднее 28-го числа месяца, следующего за указанным периодом (п. 3 ст. 289 НК РФ). В эти же сроки нужно перечислить авансовый платеж по итогам данного отчетного периода.

Форма налоговой декларации для российских организаций утверждена приказом МНС России от 07.12.2001

N БГ-3-02/542. Инструкция по ее заполнению содержится в приказе МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585.

Декларацию за отчетный период нужно представлять по упрощенной форме. Все без исключения организации - плательщики налога на прибыль должны представить лист 01 "Титульный лист" и лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций".

Из предусмотренных семи приложений к листу 02 "Расчет налога на прибыль организаций" большинство налогоплательщиков должны заполнить три:

- приложение N 1 "Доходы от реализации";

- приложение N 2 "Расходы, связанные с производством и реализацией";

- приложение N 3 "Отдельные виды расходов, связанные с производством и реализацией".

Приложение N 4 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу" предстоит заполнить тем налогоплательщикам, которые имеют убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах, и намерены уменьшить налоговую базу на сумму этих убытков.

Налогоплательщики, у которых есть обособленные подразделения, помимо всего прочего должны заполнить:

- приложение N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения";

- приложение N 5а "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций".

Для правильного исчисления налоговой базы и величины налога важно не ошибиться при отражении данных в приложениях к листу 02 "Расчет налога на прибыль организаций". Поэтому, прежде чем перейти к листу 02, давайте остановимся на приложениях к нему.

Приложения

N 1 и N 2

В приложении N 1 отражаются доходы от реализации. Приложение N 2 предназначено для определения величины расходов, связанных с производством и реализацией.

Заполняя приложение N 1, имейте в виду: информацию по строкам 011-016 должны указывать не все организации. А только те из них, которые определяют налоговую базу по НДС "по отгрузке".

В приложении N 2 особенно внимательно отнеситесь к заполнению строк 010-030. В этих строках нужно указать прямые расходы. Напомним, что порядок распределения расходов на прямые и косвенные установлен в статьях 318 и 319 НК РФ. А в статье 320 приведены особенности распределения расходов для торговых организаций.

В состав прямых расходов включаются:

- материальные затраты, перечисленные в подпунктах 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ (сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты);

- оплата труда персонала, участвующего в производстве товаров (работ, услуг), а также суммы начисленного на эти расходы единого социального налога;

- начисленная амортизация по основным средствам, которые используются при производстве товаров (работ, услуг).

Примеры по распределению расходов на прямые и косвенные, исходя из специфики деятельности, можно найти в разделе 6.3.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации). Они утверждены приказом МНС России от 20.12.2002

N БГ-3-02/729.

В остальных строках приложения N 2 отражаются только косвенные расходы.

Обратите внимание: нормируемые для целей налогообложения расходы (рекламные, представительские) нужно указывать в приложении N 2 только в пределах этих норм.

Убытки от реализации амортизируемого имущества

Практика камеральных проверок показывает, что много ошибок в заполнении декларации связано с реализацией амортизируемого имущества. Особенно в случаях, когда от этой операции получен убыток.

При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик должен сопоставить полученную выручку с остаточной стоимостью и расходами, связанными с реализацией. Если в результате получена отрицательная величина, она признается убытком. Этот убыток учитывается в составе прочих расходов не сразу, а постепенно. Срок, в течение которого убыток равномерно включается в расходы, равен разнице между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Об этом гласит пункт 3 статьи 268 НК РФ.

Пример 1

В мае 2003 года организация продала автомобиль за 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). Его остаточная стоимость, по данным налогового учета, составила 130 000 руб. Срок полезного использования был установлен в 60 месяцев. Фактический срок эксплуатации до момента реализации - 45 месяцев. Предположим, что других доходов и расходов у организации не было.

При заполнении декларации за 1-е полугодие выручка от реализации автомобиля отражается по строке 060 приложения N 1. Остаточная стоимость - по строке 210 приложения

N 2.

В нашем случае от реализации автомобиля получен убыток в сумме 30 000 руб. (130 000 руб. - 100 000 руб.). Его можно списать в прочие расходы в течение 15 месяцев (60 мес. - 45 мес.).

Размер убытка отражается по строке 260 приложения N 2. Значение этой строки уменьшает итоговую сумму этого приложения. В результате полученный убыток не будет увеличивать расходы отчетного периода.

Ежемесячно в период с июня 2003-го по август 2004 года организация будет включать в состав прочих расходов по 2000 руб. (30 000 руб.: 15 мес.). Эту сумму нужно будет отражать по строке 170 приложения N 2. В декларации за 1-е полугодие 2003 года по этой строке организация должна указать 2000 руб. (сумма, включенная в расходы за июнь 2003 года).

Итоговое значение приложения

N 2 (строка 320) в нашем примере составит 102 000 руб. (2000 руб. + 130 000 руб. - 30 000 руб.).

Убытки обслуживающих производств и хозяйств

Немало ошибок допускается при отражении в декларации убытков обслуживающих производств и хозяйств.

Понятие обслуживающих производств и хозяйств содержится в статье 275.1 НК РФ. Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученную ими, нужно отразить по строке 100 приложения N 1. Соответствующую сумму расходов - по строке 250 приложения N 2.

Если деятельность обслуживающих производств и хозяйств принесла убыток, учесть его полностью в текущем периоде можно только при соблюдении определенных условий. Они установлены в абзацах 6-8 статьи 275.1 Кодекса. Если хотя бы одно из них не выполняется, убыток придется покрывать в течение последующих 10 лет. Причем исключительно за счет прибыли, полученной от самих обслуживающих производств и хозяйств.

Для отражения убытков обслуживающих производств и хозяйств при несоблюдении указанных условий предназначена строка 300 "Суммы убытков текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы" приложения N 2. Значение по этой строке уменьшает итоговое значение данного приложения. Тем самым убытки исключаются из общей суммы расходов.

Заметим, что прибыль или убыток по объектам обслуживающих производств за отчетный (налоговый) период определяется по всем объектам, а не отдельно по каждому (п. 6.3.1 Методических рекомендаций).

Для отражения убытков прошлых лет, на которые уменьшается прибыль обслуживающих производств и хозяйств отчетного (налогового) периода, предусмотрена строка 310 "Суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, учитываемые в уменьшение прибыли текущего отчетного (налогового) периода, полученной по указанным видам деятельности" приложения N 2.

В 2002 году строка 310 не заполнялась. Это связано с тем, что установленный статьей 275.1 Кодекса порядок переноса убытков применяется только с 2003 года в отношении убытков обслуживающих производств и хозяйств за 2002 год.

При погашении в текущем году части убытка за прошлый год имейте в виду: статья 283 НК РФ, устанавливающая общие правила переноса убытка на будущее (и соответствующие ограничения), в данном случае не применяется. Статья 275.1 НК РФ содержит особый порядок погашения убытка обслуживающих производств и хозяйств. Поэтому, если обслуживающие производства и хозяйства в этом году работают с прибылью, ее можно направить на погашение убытка прошлых лет без каких-либо ограничений.

Пример 2

Организация имеет на балансе пансионат и общежитие. В 2002 году они получили убыток в размере 50 000 руб. Для целей налогообложения этот убыток не учитывался.

В 1-м полугодии 2003 года доходы пансионата и общежития составили 440 000 руб., а расходы на их содержание - 400 000 руб. Эти суммы будут показаны по строке 100 приложения N 1 и строке 250 приложения N 2 соответственно. Таким образом, получена прибыль в размере 40 000 руб. (440 000 руб. - 400 000 руб.). Ее можно направить на погашение убытка 2002 года. Данная величина будет отражена в декларации за 1-е полугодие 2003 года по строке 310 приложения N 2.

Налогооблагаемая прибыль по пансионату и общежитию в 1-м полугодии будет нулевой. Оставшуюся сумму убытка 10 000 руб. (50 000 руб. - 40 000 руб.) можно будет покрыть за счет их прибыли в последующих отчетных (налоговых) периодах.

Приложение N 3

В приложении N 3 отражаются отдельные виды расходов, связанные с производством и реализацией. При его заполнении наибольшее число ошибок обычно допускают в таблице, в которой нужно указать данные об амортизируемом имуществе организации.

В графе 3 этой таблицы отражается первоначальная (восстановительная) стоимость амортизируемых основных средств и нематериальных активов. Эта величина определяется в соответствии со статьей 257 НК РФ. В графе 4 отдельно показывается первоначальная стоимость нематериальных активов, которая также формируется исходя из правил статьи 257 Кодекса. В графе 5 указывается величина начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов. Она определяется путем сложения:

- суммы амортизации, начисленной до 1 января 2002 года и отраженной в бухучете (для основных средств и нематериальных активов, переданных в эксплуатацию до 1 января 2002 года);

- суммы доначисленной амортизации, если по состоянию на 1 января 2002 года была осуществлена переоценка (для основных средств, переданных в эксплуатацию до 1 января 2002 года);

- суммы амортизации, начисленной после 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 Кодекса.

Таким образом, суммы амортизации нужно указать за весь период эксплуатации основных средств и нематериальных активов, а не только за тот период, за который представляется декларация.

Информация об основных средствах, которые были переданы в эксплуатацию до 1 января 2002 года и фактический срок использования которых больше срока полезного использования, устанавливаемого по правилам главы 25, отражается по строке 221 таблицы. В графе 3 проставляется их остаточная стоимость. В графе 5 - часть остаточной стоимости, включенная в состав расходов начиная с 1 января 2002 года. Графы 4 и 6 в этой строке не заполняются.

Если основное средство или нематериальный актив выбыли из состава амортизируемого имущества до конца отчетного периода, информацию о них в декларации приводить не нужно.

Приложение N 4

Приложение N 4 предназначено для отражения убытков прошлых лет, которые переносятся на будущее. Речь идет об "обычных" убытках, а не об убытках обслуживающих производств и хозяйств.

Правила переноса убытков на будущее приведены в статье 283 НК РФ. Они применяются по отношению к убыткам, полученным после 1 января 2002 года. Убытки же, полученные ранее (в 1997-2001 годах), списываются по особым правилам, которые установлены пунктами 3 и 4 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001

N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ).

Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытка как по итогам отчетных периодов, так и по итогам года. Если вы выбрали первый вариант, покажите убыток по строке 100 приложения N 4 к листу 02 декларации.

Заполняя это приложение, будьте осторожны: некоторые налогоплательщики по ошибке включают в него убытки текущего года. Это приводит к двойному учету одних и тех же сумм. Помните: убыток, отраженный по строке 050 листа 02 декларации, включается в строку 110 приложения N 4 только по итогам года. Например, если в декларации за 2002 год по строке 050 листа 02 показан убыток, он включается в строку 110 приложения N 4 к этому листу. Убытки, указанные по строке 050 листа 02 декларации за отчетный период, по строке 110 приложения

N 4 листа 02 не показываются.

Лист 02

После того как приложения к листу 02 готовы, можно приступать к заполнению самого листа. Как правило, особых трудностей здесь не возникает. Но все же на что следует обратить внимание?

Прежде всего на внереализационные доходы и расходы (строки 030 и 040). Одна из самых распространенных ошибок - неправильное отражение прибыли или убытка прошлых лет, выявленных в текущем году. Как правило, они включаются в общую сумму внереализационных доходов или расходов по строкам 030 и 040. В годовой декларации они расшифровываются по строке 080 приложения N 6 и строке 120 приложения N 7 к листу 02. Однако такой порядок действует не всегда.

Прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в текущем году, включаются в налоговую базу текущего года только тогда, когда невозможно определить конкретный период их получения. В противном случае нужно сдать уточненные декларации за прошлые отчетные (налоговые) периоды, к которым относится полученная сумма. Об этом гласит статья 54 НК РФ. Например, обнаружена неучтенная ранее прибыль, которая получена в июне 2002 года. Тогда нужно представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию за 1-е полугодие, 9 месяцев и весь 2002 год (если организация сдавала декларацию ежеквартально).

Организации могут включить в состав внереализационных расходов часть убытка переходного периода. Но это касается только организаций, которые до 1 января 2002 года определяли выручку "по отгрузке" и перешли на метод начисления.

"Переходный" убыток включается в расходы в пределах недоамортизированной стоимости основных средств, цена которых не превышает 10 000 руб. или срок полезного использования которых не больше 12 месяцев. Сумма недоначисленной амортизации была отражена по строке 022 листа 12 декларации за 1-е полугодие 2002 года. Убыток переходного периода относится на внереализационные расходы равномерно в течение пяти лет начиная с 1 января 2002 года. Об этом говорится в пункте 7.1 статьи 10 Закона N 110-ФЗ.

Встречаются ошибки и при заполнении строки 290 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего" листа 02. Некоторые налогоплательщики указывают в ней суммы фактически перечисленных авансовых платежей по налогу. Это неправильно. По данной строке нужно показать сумму начисленных платежей независимо от того, перечислены они в бюджет или нет. Так, в декларации за 1-е полугодие величина по строке 290 должна соответствовать сумме строк 250 и 450 листа 02 декларации за I квартал. То есть сумме авансовых платежей, которые начислены во II квартале и по итогам I квартала.

Часть ошибок связана с неправильным определением суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу, которая отражается по строке 450 листа 02.

Порядок определения суммы ежемесячных авансовых платежей установлен статьей 286 Кодекса. Например, сумма ежемесячных авансовых платежей в III квартале равна разнице между строкой 250 декларации за 1-е полугодие и той же строкой декларации за I квартал. Если получившаяся величина отрицательна или равна нулю - ежемесячные авансовые платежи в III квартале платить не надо.

Не следует также забывать, что по окончании отчетного периода организации должны уплатить очередную "порцию" налога с базы переходного периода (ст. 10 Закона N 110-ФЗ). Ставки налога, по которым он перечисляется в федеральный и региональные бюджеты, составляют 6 и 16%. В связи с этим нередко задают вопрос, по каким ставкам уплачивать "переходный" налог: по старым или по новым? По старым, то есть тем, которые действовали по состоянию на 1 января 2002 года.

Суммы налога с базы переходного периода для уплаты в федеральный, региональный и местный бюджеты отражаются по строкам 550-570 листа 02. Значения по этим строкам дают общую сумму "переходного" налога, которую необходимо перечислить в текущем году. Данные по ним должны соответствовать данным листа 12 или 13 декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2002 года на соответствующий год. Например, значения строк 550-570 листа 02 декларации за 1-е полугодие 2003 года должны соответствовать значениям строк 082, 092 и 102 листа 12 или 13 декларации за 1-е полугодие 2002 года.

По строке 580 отражается количество сроков уплаты "переходного" налога. Этот налог перечисляется по итогам отчетных периодов. Для большинства налогоплательщиков ими являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Для тех, кто перечисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца и так далее до конца года. Таким образом, по строке 580 ставится "3" либо "11".

По строкам 600-620 нужно отразить суммы "переходного" налога, которые надлежит уплатить по окончании отчетного периода. Платеж необходимо сделать не позднее 28-го числа месяца, следующего за данным периодом.

В завершение рассмотрим порядок заполнения декларации на примере.

Пример 3

ООО "Стройинвест" зарегистрировано и работает в Москве. Оно занимается строительной деятельностью. Для учета доходов и расходов применяет метод начисления.

В 1-м полугодии 2003 года общество получило следующие доходы:

1) выручку от реализации строительных работ - 420 000 руб. (здесь и далее все суммы - без учета НДС);

2) выручку от реализации основных средств - 30 000 руб. (организация продала принадлежащий ей трактор). Срок полезного использования трактора - 37 месяцев, фактический срок его эксплуатации до момента реализации (апрель) - 28 месяцев. Остаточная стоимость - 70 000 руб.;

3) арендную плату за сдачу в аренду имущества - 15 000 руб. (имущество сдается на постоянной основе);

4) выручку от реализации прав требования как финансовых услуг - 50 000 руб.;

5) проценты по остатку средств на расчетном счете - 3000 руб.

За тот же период произведены следующие расходы:

1) списана стоимость сырья и материалов, использованных в реализованных работах, - 70 000 руб.;

2) начислены заработная плата рабочих, выполняющих строительные работы, - 50 000 руб. и единый социальный налог на нее - 17 800 руб.;

3) начислена амортизация по амортизируемому имуществу - 7000 руб., в том числе:

- по производственному оборудованию - 6000 руб.;

- по основным средствам, используемым для управления производством, - 1000 руб.;

4) начислена заработная плата управленческого персонала - 20 000 руб. и единый социальный налог на нее - 7120 руб.;

5) начислен налог на имущество - 3000 руб.;

6) начислена амортизация по имуществу, сданному в аренду, - 5000 руб.;

7) произведены представительские расходы - 5000 руб.;

8) оплачены услуги аудиторской фирмы - 20 000 руб.

В течение 1-го полугодия были начислены авансовые платежи в сумме 50 000 руб. Из них 12 500 руб. - в федеральный бюджет и 37 500 руб. - в московский.

Кроме того, "Стройинвест" должен заплатить в 2003 году налог на прибыль с базы переходного периода - 24 000 руб. Из них 7500 руб. - в федеральный бюджет и 16 500 руб. - в московский.

Сумма доходов "Стройинвеста" от реализации за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал. Поэтому организация уплачивает только квартальные авансовые платежи.

Приложение N 1

PDF

GIF: Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5 Лист 6

В нашем примере организация сдает имущество в аренду на постоянной основе. Поэтому арендная плата должна учитываться в составе доходов от реализации в приложении N 1 (для удобства все формы представлены в сокращенном виде - только со строками, относящимися к нашему примеру).

Выручку от реализации в сумме

435 000 руб. бухгалтер "Стройинвеста" отразит в строке 010. Данная величина получена суммированием выручки:

- от реализации строительных работ - 420 000 руб. (включена в строку 020);

- от сдачи имущества в аренду - 15 000 руб. (включена в строку 020).

Отдельно по строке 060 отражается сумма выручки от реализации амортизируемого имущества. В нашем примере это выручка от продажи трактора, которая составила 30 000 руб.

Выручка от реализации прав требования (50 000 руб.) как реализация финансовых услуг показывается по строке 070.

Общая сумма доходов от реализации "Стройинвеста" за 1-е полугодие равна 515 000 руб. (435 000 руб. + 30 000 руб. + 50 000 руб.). Эта величина отражается по строке 110 приложения N 1, а также переносится в строку 010 листа 02.

Приложение N 2

PDF

GIF: Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5 Лист 6

Сумма прямых расходов "Стройинвеста", которые отражаются по строке 020 приложения N 2, составляет 143 800 руб. (70 000 руб. + 50 000 руб. + 17 800 руб. + 6 000 руб.).

По строке 050 показывается сумма расходов на оплату труда управленческого персонала - 20 000 руб. Единый социальный налог в размере 7120 руб., начисленный на эти выплаты, показывается в общей сумме налогов и сборов по строке 120. Также сумма этого налога отдельно выделяется в строке 121.

Сумма амортизации по основным средствам, используемым для управления производством (1000 руб.), указывается по строке 060. Здесь же отражается амортизация по основным средствам, сданным в аренду, - 5000 рублей. В результате по строке 060 проставляется 6000 руб. (5000 руб. + 1000 руб.).

По строке 120 кроме ЕСН в размере 7120 руб. показываются также суммы начисленного налога на имущество - 3000 руб. Таким образом, значение строки 120 составляет 10 120 руб.

По строке 150 вписывается сумма представительских расходов. Организация может заявить в декларации эти расходы в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за 1-е полугодие. В нашем примере они составили 70 000 руб. (50 000 руб. + 20 000 руб.). Таким образом, при расчете налоговой базы "Стройинвест" сможет учесть представительские расходы в сумме 2800 руб. (70 000 руб. х 4%). Превышение общей суммы представительских расходов над нормируемой величиной 2200 руб. (5000 руб. - 2800 руб.) в целях налогообложения не учитывается и в декларации не отражается.

Остаточная стоимость реализованного трактора (70 000 руб.) отражается по строке 210. В нашем случае от продажи трактора получен убыток в 40 000 руб. (70 000 руб. - 30 000 руб.). Но этот убыток, как было сказано ранее, не может быть единовременно учтен в целях налогообложения. Он уменьшает налоговую базу в течение 9 месяцев (37 мес. - 28 мес.). Следовательно, организация каждый месяц может списывать в прочие расходы по 4444 руб. (40 000 руб.: 9 мес.). Таким образом, в сумму, отражаемую по строке 170 за 1-е полугодие, будет включено 8888 руб. (4444 руб. х 2 мес.).

Кроме того, по этой строке показывается сумма оплаты за услуги аудиторской фирмы - 20 000 руб. То есть итоговое значение строки 170 будет равно 28 888 руб.

Общая сумма прочих расходов (сумма строк с 080 по 170) составит 41 808 руб. (10 120 руб. + 2800 руб. + 28 888 руб.). Она отражается по строке 070.

Общая сумма расходов, связанных с производством и реализацией за 1-е полугодие, составила 241 608 руб. (143 800 руб. + 20 000 руб. + 6000 руб. + 41 808 руб. + 70 000 руб. - 40 000 руб.). Бухгалтер укажет ее по строке 320. Также эта сумма переносится в строку 020 листа 02 декларации.

Приложение N 3

PDF

GIF: Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5 Лист 6

В данном приложении бухгалтер "Стройинвеста" укажет начисленные за 1-е полугодие отдельные виды расходов, а также расходы, не учитываемые в целях налогообложения в соответствии со статьей 270 НК РФ.

Для упрощения примера таблица, в которой отражаются данные об амортизируемом имуществе, и таблица с не учитываемыми для целей налогообложения расходами не приводятся.

Лист 02

PDF

GIF: Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4 Лист 5 Лист 6

Основываясь на данных приложений N 1-3, можно приступать к заполнению листа 02. По строке 030 отражается сумма полученных процентов - 3000 руб. По условиям примера у "Стройинвеста" внереализационные расходы отсутствуют. Поэтому строку 040 листа 02 заполнять не нужно.

Сумма налога к уплате по результатам полугодия составила 16 334 руб. (66 334 руб. - 50 000 руб.). Она отражена по строке 370.

Так как организация уплачивает только квартальные авансовые платежи, ее бухгалтер строку 450 не заполняет. В строке 590 он покажет часть налога с базы переходного периода, которая должна быть уплачена до 28 июля. Она составляет 1/3 от общей суммы, подлежащей уплате в 2003 году, то есть 8000 руб. (24 000 руб.: 3).

К.В. Новоселов, советник налоговой службы РФ III ранга,

Департамент налогообложения прибыли МНС России