Сечас промысел в этих местах стал достоянием любителей, а профессионалы переключились на лов других рыб. Ловить лосося дедовским способом - себе дороже. А "виноваты" в этом норвежцы, которые в конце 70-х годов разработали и внедрили технологию искусственного разведения лососевых.
Икринки лосося помещают в лабораторные условия, где под строгим надзором специалистов они и подрастают. Из лаборатории уже подросшие мальки попадают в резервуары с водой, где плавают несколько месяцев. В это время им делают прививки от разных болезней, а затем готовых к жизни в естественной среде рыбешек перемещают в море. Жилплощадь лосося строго регламентирована установленными сетями, которые не дают рыбе пуститься в свободное плавание. Питается лабораторный лосось специальным кормом, похожим по виду на сухой корм для собак, который разбрасывается с лодок. Существует и другой, более современный способ - рыбий корм поступает в строго дозированном количестве по трубе прямо в море. Для производства 1 кг живого веса фермерской семги требуется 1,1 килограмма комбинированных кормов. Для сравнения: в фермерском птицеводстве это соотношение составляет 1:2, а в свиноводстве - 1:3. Лососей выращивают от года до трех, пока они не достигнут нужных размеров. Сегодня в Норвегии действует более 500 лососевых ферм. В 2020 году доля рыбных ферм в норвежском рыбном экспорте должна достичь 95 процентов.
В продажу поступает лосось разного веса - от 1 до 10 килограммов. В Европе предпочитают рыбу весом 3-4 килограмма, в России традиционно отдают предпочтение более жирным 7-8-килограммовым рыбам. Основной потребитель лосося - перерабатывающие цеха, крупные супермаркеты и рестораны. Цеха и рестораны предпочитают закупать рыбу больших размеров, а 1-3-килограммовую потребляет население. По мнению большинства продавцов рыбы, лосось постепенно из элитного переходит в разряд обычных продуктов массового потребления.
Благодаря своей технологии Норвегия стала крупнейшим производителем лосося - 420 тысяч тонн. Однако в последние годы ее стремительно догоняет Чили. Вообще-то лососевые в южном полушарии не водятся, но чилийцы пользуются норвежской технологией. По сравнению с прошлым годом, Чили увеличила производство лосося на 40 процентов, до 315 тысяч тонн. О качестве чилийской и норвежской рыбы спорят. Одни говорят, что рыба, выловленная у берегов Чили, низкого качества, поскольку для лосося более благоприятны холодные, нежели теплые воды. Другие убеждены в падении качества норвежской рыбы. Чилийская рыба экспортируется главным образом в США и Японию, рынок сбыта норвежской рыбы - страны Европы и Россия. Выведением лосося занимаются также в Шотландии (125 тысяч тонн), Ирландии (18,2 тысячи тонн), Канаде (41 тысяча тонн) и других странах.
У нас искусственное разведение благородного лосося (семги) пока не развито, зато производство другого вида лососевых - форели - на подъеме. Форель теперь разводят не только в местах ее традиционного обитания - в горах - но и вблизи больших городов, где есть хороший спрос. Товарная себестоимость такой форели составляет 60 рублей за килограмм,
Острой необходимости в искусственном разведении лососевых в России пока не ощущается - слишком велики у нас природные запасы представителей этого семейства. На европейском Севере все еще часто встречается семга, в дальневосточных морях водятся кета, горбуша, нерка, чавыча, в реках и озерах Сибири - хариус, омуль, таймень.
Ежегодно у нас вылавливается примерно 200-250 тысяч тонн лососевых. По итогам последней путины на первом месте Сахалинская область - 90 тысяч тонн. На втором - Корякский автономный округ - 60 тысяч тонн красной рыбы, на третьем - Камчатка - 23 тысячи тонн.
Дальневосточные лососи в основном идут на консервы - до европейской России, где сосредоточена основная масса потребителей, слишком далеко, чтобы отправлять туда рыбу в свежем виде. Вот и приходится нам покупать лосося в Норвегии.
Как утверждает статистика, рыбы мы едим сегодня меньше, чем жители других стран, и даже меньше, чем ели сами при советской власти. По оценкам Роскомрыболовства, каждый житель нашей страны потребляет в год примерно 21 килограмм рыбы. Изменилась и структура потребления. Процент лососевых в ней все время растет.
Выход один - всерьез заняться искусственным разведением. Сегодня оно у нас сводится в основном к выведению мальков, которые затем выпускаются в природную среду.
Лососевые - это не только нежное диетическое мясо, но и красная икра, которую некоторые ценители предпочитают даже осетровой - черной. Причем, если ресурсы производства черной икры у нас весьма ограниченны (икра осетровых добывается главным образом в бассейне Каспия), то производство красной икры можно при желании без особого ущерба для видов увеличить вдвое.
В отличие от мяса лососевых, икра остается праздничным деликатесом. Это продукт "для особых случаев", спрос на который сильно зависит от уровня доходов населения. Именно поэтому любые экономические кризисы в стране, влияющие на доходы населения и их ожидания, моментально оказывают свое влияние на динамику спроса на этом рынке. Очевидный пример - экономический кризис 1998 года, который привел к сокращению рынка красной икры в 2,5 раза.
По данным Минсельхоза РФ, около 90 процентов лососевой икры поставляется на российский рынок из Дальневосточного региона. Лидирует по производству икры Приморский край (45 процентов), Сахалинская (24 процента) и Камчатская (22,5 процента) области.
Одна из актуальный и острых проблем этого рынка - качество продукции. Икра - это привлекательный продукт для черного рынка, благодаря своей высокой цене. По мнению экспертов, около 40 процентов продукции на этом рынке не соответствует общепринятым требованиям.
Традиционная упаковка икры - жестяная 140-граммовая баночка - помогает развитию черного рынка, так как организовать производство такой упаковки не трудно, а жесть прекрасно скрывает от потребителя все недостатки просроченной или некондиционной продукции.
Однако сегодня на рынке уже появляется продукция в оригинальной и новой для этого рынка упаковке - ПВХ, стеклянные баночки по 25, 54, 90, 100, 140, 230 и даже 600-граммовые. Такая упаковка позволяет потребителю оценить внешний вид продукции перед приобретением, страхуя от покупки некачественного товара.