По мнению экспертов, одним из главных достоинств нового российского кодекса стало сокращение сроков таможенного оформления товаров с десяти до трех дней. Таможенники утверждают, что груз реально оформить за несколько часов, но для этого нужно серьезно совершенствовать систему таможенного оформления. До сих пор применялся пятиступенчатый порядок проверки декларации различными отделами таможни. С переходом на одноступенчатый порядок проверки и проведение контроля после выпуска декларации время оформления действительно может сократиться. Но если у таможни останутся вопросы по стоимости товара или стране его происхождения товара, то декларант должен будет оставить на счету денежный залог, договор поручительства, банковскую гарантию или заложить имущество. Товары, хранящиеся на таможенном складе, можно будет продавать. То есть не импортер будет платить за товар и потом, продавая его покупателю, включать в цену товара стоимость оформления на таможне, а покупатель будет приобретать товары непосредственно с таможенного склада и платить пошлину. Этот механизм позволяет ускорить оборот товаров и денег.
В кодексе заложен принцип: каждый участник ВЭД должен точно знать, какие действия ему необходимо совершить, чтобы не нарушить таможенное законодательство. Если что-то не ясно, можно обратиться за консультацией в таможенные органы. За консультации платить не надо. Кодекс предоставляет равные права участникам ВЭД и таможне.
Чтобы возместить убытки, связанные с неправомерными действиями таможенных органов, нужно будет подать судебный иск, где ответчиком выступит ГТК.
Таможенный кодекс существенно облегчил жизнь физическим лицам. Теперь можно беспошлинно ввозить товары на сумму до 65 тысяч рублей, или 2000 евро. Но у Правительства остались полномочия устанавливать количественные ограничения - в килограммах или поштучно - на ввоз товаров.
В последнее время в СМИ часто высказывалось мнение, что введение нового кодекса может существенно сократить доходы государства от внешнеэкономической деятельности. Сами таможенники считают, что никаких больших потерь в сфере околотаможенного бизнеса не предвидится. Во многом результат будет зависеть от повышения роли правоохранительной деятельности ГТК. Главным результатом работы правоохранительного блока должно стать повышение собираемости таможенных платежей через усиление контроля за потоками.
Коллегия ГТК признала целесообразным в течение I квартала проводить мониторинг применения таможенными органами положений новой редакции Таможенного кодекса и установить "горячую линию" для разъяснения вопросов применения положений кодекса и соответствующих нормативных актов ГТК России.
По мнению экспертов, вполне возможно, что с вступлением в силу нового Таможенного кодекса у экспортеров возникнут дополнительные сложности, связанные с возмещением НДС. Налоговики могут формально подойти к этой проблеме и откажутся признавать таможенную декларацию основанием для возврата налога. В этом случае налогоплательщикам нужно подавать иск в арбитражный суд.
Правда, сами таможенники, похоже, не очень переживают по поводу недоработок документа. По мнению заместителя председателя ГТК Юрия Азарова: "Таможенный кодекс надо осмыслить. Безусловно, закон такого уровня не может быть идеальным. Да, поправки, видимо, будут. Я совершенно не отрицаю того и могу даже утверждать, что отдельные позиции нам придется поправлять. Но здесь самый главный судья - это практика. Вот по такому пути мы сейчас и пойдем".
Новая версия Таможенного кодекса Украины должна была заработать еще в минувшем году. Де-юре он даже действовал несколько дней, чем вызвал определенную неразбериху как среди таможенников, так и среди предпринимателей. Но депутаты все же перенесли его окончательное введение в действие на 1 января 2004 года. Причина проста: кабмин и Государственная таможенная служба так и не смогли вовремя подготовить под Кодекс соответствующий нормативно-правовой механизм.
Несомненным плюсом нового кодекса является законодательное закрепление таможенных режимов, которые охватывают практически все возможные случаи и варианты перемещения товаров через границу Украины ("таможенный склад", "переработка на таможенной территории", "временный ввоз-вывоз" и т. п.). И если механизмы реализации этих режимов будут действовать нормально, то от этого выиграет украинский производитель - прежде всего, тем, что предприятия смогут не отвлекать на "таможку-растаможку" часть оборотных средств, а инвестировать ее в основные фонды.
Можно лишь приветствовать появление новых таможенных режимов - таких как реэкспорт и реимпорт. В первом случае крупные торговые компании получат возможность размещать на территории Украины перевалочные базы для дальнейшей отправки товаров за рубеж. Кроме того, расширится объем операций украинских предприятий в торговле по принципу консигнации (то есть непосредственно с таможенного склада) как на внутреннем, так и внешних рынках, в первую очередь - стран СНГ. Режим реимпорта позволит, в частности, облегчить оформление вывоза образцов продукции на иностранные выставки.
А вот процедура таможенного контроля и оформления грузов по-прежнему нуждается в упрощении. Украина до сих пор не присоединилась ни к одной из основных международных таможенных конвенций ("Брюссель-1961", "Киото-1973", "Женева-1991", "Стамбул-1990" и т. д.), чтобы хоть как-то гармонизировать свою технологию таможенного контроля с соответствующими технологиями иностранных государств. Наоборот - новый кодекс включает в себя дублирование всех видов контроля на границе и на внутренней таможне, что затягивает сроки оформления грузов.
Правда, в октябре Государственная таможенная служба Украины решила несколько упростить формальности, издав приказ "Об изменении порядка осуществления таможенного контроля и оформления товаров с применением грузовой таможенной декларации". Количество этапов контроля уменьшено с семи до трех. Сам таможенный досмотр будет проводиться один раз: после подачи таможенной декларации к оформлению при экспорте и до подачи декларации - при импорте груза. Кроме того, с целью оптимизации работы подразделения таможенного оформления в некоторых случаях досмотр и оформление могут осуществляться одним инспектором, а не несколькими, как обычно. Учитывая нынешнюю загруженность украинских таможенников, это существенно сократит сроки декларирования товаров - вместо двух очередей декларанту придется выстоять только одну.
Кроме того, еще с 15 июня 2003 года начала действовать "Временная технология упрощения пограничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через госграницу Украины". Технология устанавливает принцип досмотра: один автомобиль - одна декларация. Это упростило процедуру пересечения перевозчиками границы, значительно сократив очереди на ней. Наконец, новогодний сюрприз для всех субъектов внешнеэкономической деятельности. С 1 января 2004 года услуги таможенной "стражи" по сопровождению грузов существенно подешевеют. Теперь за час работы должностного лица таможни при обеспечении охраны грузов предприниматели будут платить 1,6 доллара, а за 1 км сопровождения - 0,11 доллара.
Упрощение таможенных процедур Россией и Украиной приветствуется Всемирной торговой организацией как отвечающее ее требованиям. Благодаря новым таможенным законодательствам обе страны смогут лучше подготовиться к участию в международной торговле.
Что касается казахстанского кодекса, который действует уже больше полугода, то в нем нашли отражение положения таможенного законодательства государств - основных торговых партнеров Казахстана - СНГ, Европейского союза, ЕврАзЭС.
В общей его части расширен перечень понятий, принципов деятельности таможенных органов. Детализированы положения, затрагивающие вопросы информирования и консультирования в сфере таможенного дела с установлением конкретных сроков, места и времени предоставления информации или консультации.
В структуру кодекса входят положения, регулирующие порядок определения страны происхождения товаров, таможенные режимы, специальные таможенные процедуры, платежи, оформление, защита прав на объекты интеллектуальной собственности, информационных систем и технологий. В частности, увеличено количество видов таможенных режимов с 15 до 17, упрощена процедура выдачи разрешений на организацию мест временного хранения, прописана возможность временного хранения товаров на складах получателя. В законе предусмотрен специальный таможенный режим, в котором предлагается помещать без взимания таможенных пошлин и налогов и применения мер нетарифного регулирования отдельные категории товаров. Кодекс закрепил положение, согласно которому для декларирования товаров и таможенного оформления в рамках выбранных таможенных режимов могут быть истребованы только документы, названные в кодексе.