Работа над документом ведется уже более двух лет, закон базовый, затрагивающий интересы всех участников системы страховой медицины - пациентов, страховщиков, работодателей, медучреждений, федеральный и региональные фонды ОМС. К тому же речь идет отнюдь не о косметическом ремонте ныне существующей системы обязательного, то есть государственного, медицинского страхования, а о радикальном пересмотре принципов его работы.
Сюда плотно "подверстываются" финансовые возможности и обязательства федерального и регионального бюджетов, возможности эти тоже весьма различные в разных регионах. Так что привести к единому знаменателю мнения и претензии всех сторон очень непростая задача: закон уже не раз отправлялся на доработку.
Однако на сей раз, кажется, "сырым" документ не назовешь. Во всяком случае, как сообщил вчера первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, который и будет докладывать сегодня принципы реформирования медстраха, впервые столь социально значимый документ вносится в Правительство согласованным всеми министерствами и ведомствами практически без замечаний. Впрочем, подчеркнул Дмитриев, разговор на Правительстве пойдет не только о законе, он будет гораздо шире, поскольку на базе нового закона предстоит реорганизовывать, по сути, всю медицинскую отрасль.
"РГ" о сути законопроекта писала не раз, а потому повторим лишь вкратце.
Главное, что предлагается изменить принципы финансирования медучреждений. Деньги должны "следовать" за конкретным пациентом, тратиться не на содержание энного количества койко-мест и привязанного к ним штата, а целиком и полностью соответствовать количеству и качеству медицинских услуг. Для пациентов лечение в рамках базовой программы останется бесплатным. Более того, авторы законопроекта уверены, что с введением новой системы удастся заметно сократить нелегальные поборы с населения, поскольку клиники будут кровно заинтересованы сохранить каждого пациента. Дело в том, что за каждого посетителя поликлиника или больница, естественно, получат деньги. Но сами пациенты не будут так жестко привязаны к конкретному учреждению - у них появится право выбора. Источники финансирования системы ОМС известны - это часть единого соцналога, идущая в федеральный и региональные фонды ОМС. Эту часть уплачивают работодатели. Неработающее население страхуется за счет бюджетных средств, причем не только бюджетов субъектов Федерации, но и помощи из федеральной казны. Правда, на эту помощь регион сможет рассчитывать только в том случае, если выполнит свою часть финансовых обязательств.
В принципе, законопроект не "загоняет" в эту систему силком: регионы вправе заявить о своем неучастии в федеральной программе ОМС. Правда, в этом случае они обязаны предоставить жителям свою собственную программу бесплатной государственной медицинской помощи. Но стартовавший в прошлом году эксперимент медицинского страхования неработающих пенсионеров, инициированный Пенсионным фондом, показал, что большинство регионов новая система привлекает. В прошлом году в эксперименте участвовали 18 субъектов, в нынешнем собираются опробовать новую систему уже около 50 регионов. Помимо законопроекта об ОМС Правительству предстоит обсудить и другие ключевые вопросы реорганизации здравоохранения. Это реструктуризация бюджетной сети лечебных учреждений и их внедрение в систему страховой медицины. Важнейший блок, без которого невозможно обойтись, - разработка медико-экономических стандартов. Проще говоря, речь идет о том, сколько же должен стоить тот или иной вид медицинской помощи, та или иная услуга.
Предстоит подумать, по мнению Дмитриева, и о дополнительных мерах защиты прав и интересов пациентов.
Справка "РГ"
Какие преимущества дает новый закон пациентам:
1. Застрахованные лица имеют право выбрать организацию обязательного медицинского страхования.
2. Раз в год страховую компанию можно заменить, подав заявление во вновь выбранную организацию обязательного медицинского страхования.
3.Пациент получает возможность выбора медицинской организации, где он будет наблюдаться и лечиться, из числа клиник, заключивших договор с "его" страховой компанией;
4. Выбрать можно будет не только клинику, но и врача, ведущего первичный прием, семейного и лечащего врача. Правда, нужно заручиться согласием врача и страховщика.
5. Закон обещает безвозмездное получение медицинской помощи (в рамках базовой программы по системе ОМС) на всей территории страны, в том числе за пределами места жительства пациента.
Что пациент вправе требовать от "своей" клиники?
1.Медицинская организация обязана предоставлять застрахованным лицам медицинскую помощь в соответствии с договорами по обязательному медицинскому страхованию.
2. Если у человека нет страхового полиса (например, забыл или потерял), ему не могут отказать в приеме, если он может подтвердить свою личность другими документами.
3.Стоимость услуг по обязательному медицинскому страхованию устанавливается не выше базовых тарифов.
4. Неотложная медпомощь, предусмотренная базовой программой обязательного медицинского страхования, предоставляется независимо от наличия страхового полиса.
5. Пациент может в любой момент потребовать всю информацию о видах, объемах и стоимости оказанных ему медицинских услуг.