Либерийское лицо российского флота

В свое время Советский Союз занимал пятое место в мире по количеству морских торговых судов, в конце 80-х их было около 1600. Сейчас российские судовладельцы контролируют 1037 транспортных средств, из которых под российским флагом ходят 737 кораблей, в основном малого тоннажа. Остальные - под иностранными. Как правило, суда оформлены на компании - "дочки" российских торговых пароходств либо их иностранных акционеров и зарегистрированы в разных корабельных офшорах мира.

Самый любимый государственный флаг у российских судовладельцев... либерийский. Под его полотнищем морские мировые просторы бороздят более ста судов, перевозящих экспортные грузы. Затем по популярности следуют штандарты "офшорных" Кипра, Мальты, Панамы. И дело не в отсутствии патриотизма. В деньгах. Корабль, плывущий под флагами страны Либерии или Белиза, платит в их бюджеты раз в десять меньше налогов, чем если бы плыл под российским и "отстегивал" в родную казну 20 процентов налога на прибыль, 35,6 процента единого социального налога и еще массу всяких сборов. В итоге 94 процента отечественных внешнеторговых грузов везут не наши суда. При этом Россия, по оценкам экспертов, теряет ежегодно около 2-3 миллиардов долларов.

Теряет она и на том, что новые суда на отечественных верфях строят все реже, при том, что средний возраст флота - 20 лет. Это, как если бы человеку было 70. Если же какой-нибудь чудак закажет и построит судно под российский флаг, то почти треть стоимости судна уйдет у него на таможенные и налоговые платежи. Строительство ведется в основном за счет привлечения зарубежных инвестиций. А западные банки, давая деньги, выдвигают основное условие - регистрировать судно только в офшорах. С одной стороны, конечно, хлопотно. С другой - выгодно. Разумеется, не государству.

По словам российского министра транспорта Сергея Франка, массовое бегство судов под чужую юрисдикцию создает опасную стратегическую зависимость нашей внешней торговли от иностранного флота и капитала, лишает страну национальных морских кадров. Те же непомерные налоги доводят компании до того, что они не могут вовремя выплачивать зарплату командам. Морякам ждать некогда - надо кормить семьи. И так же, как корабли, они "уходят под иностранный флаг", где получают зарплату в соответствии с мировыми стандартами. Таковых, работающих на зарубежных судах, сегодня почти 40 тысяч человек. Половина из них - офицеры, самый высокоподготовленный состав.

- Через 5-7 лет морских торговых судов для международных перевозок, зарегистрированных в России, вообще не останется, - прогнозирует заместитель руководителя департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота Минтранса России Виктор Юрьев. - Обанкротилось Балтийское пароходство, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 98 процентов, Новороссийского - на 79, Северного и Приморского - на 65 процентов.

Что же предлагают в Минтрансе, дабы остановить "утечку" пароходов? Как говорят транспортники, "самый беззатратный механизм". А именно - принятие закона по созданию в России принципиально иных экономических схем для деятельности судоходных компаний. Называется "Российский международный реестр судов". Реестр в данном случае - не просто список, но и своего рода охранная грамота - занесенные в него суда попадают под защиту государства. Большинство стран мира проводит такую протекционистскую политику относительно своих морских отраслей. Национальные реестры судов созданы в Норвегии, Дании, Великобритании, Германии. Результатов соседи достигли - десятки судов, ходивших под "свободными" флагами, удалось вернуть под родные флаги.

Главное транспортное ведомство России по аналогии с западными коллегами планирует облегчить налоговый и таможенные режимы. В частности, избавить своих судовладельцев от четырех основных налогов: по HДС, по налогам на имущество, прибыль, транспортного. А взамен ввести регистрационный взнос (1300-4000 долларов в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодный потоннажный сбор (3000-10 000 долларов с судна). Плюс подоходный налог членов экипажей.

По расчетам экспертов, в целом принятие закона о реестре позволит переманить под российский флаг 750 судов.

При этом величина доходов от регистрации прогнозируется от 1,3 миллиона долларов в 2004 году (если закон, конечно, начнет действовать в это время) до 4,5 миллиона в 2010 году. Сумма подоходного налога, уплачиваемого членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в реестре, в первые годы составит 10,7 миллиона долларов, а к 2010 году увеличится до 59 миллионов. Суммарные поступления в бюджет по этим и другим статьям за 2004-2010 гг. оцениваются в 308,5 миллиона долларов.

Даже удивительно, что при таких заманчивых перспективах у нововведения нашлись противники. Да какие - МНС и ГТК, те самые организации, которые собирают налоги и пошлины, формируют государственный бюджет. Почему они не хотят денег, которые могли бы появиться у российского флота? Да все очень просто - нововведение еще не опробовано, а реальное сокращение налогов и сборов уже нужно проводить.

Авторы законопроекта тревог оппонентов не разделяют. Главный вопрос - риторический - как же можно уменьшить то, чего нет?

- Реестр вовсе не станет офшором в России, - настаивает Виктор Юрьев. - Право зарегистрировать танкер или сухогруз в российском Международном реестре получит только тот судовладелец, который разместит на отечественной верфи заказ на строительство нового судна или вернет под российский флаг судно, ранее зарегистрированное за рубежом. При этом пароходам, зарегистрированным в Международном реестре, перевозки между внутренними портами России будут закрыты. Суда же, ранее выбравшие для себя российский флаг, "под ним" и останутся - в национальный Международный реестр их не возьмут. Несправедливо? Да. Однако если этим судам разрешить еще и международные перевозки, тогда уж точно возникнет реальная угроза сокращения налоговой базы. А значит, Минфин и МНС однозначно наложат вето на реестр.

Поэтому авторы законопроекта стремятся "развести" участников данного рынка. И мягко это сделать не получается. Конечный выбор - под флагами какой страны регистрироваться, остается все равно за судовладельцами. Они должны сделать для себя выбор, что выгоднее - работать только на международных линиях с гигантскими грузоперевозками или еще и дополнительно, внутри страны. Ведь как сейчас происходит на практике. Загрузилось, например, судно под либерийским флагом в Ростове, идет в Италию. Но на пути у него Новороссийский порт. Согласно правилам, до Новороссийска плыть под чужим флагом нельзя. Судно в срочном порядке "перегружается" под российский флаг. Далее опять под иностранный. Сложности - еще те! Национальный Международный реестр сделает выбор осознанным.

Другое дело, пойдут ли судовладельцы стройными рядами под российский флаг, как прогнозируют в Минтрансе, если им и под иностранными не так уж плохо?

Как стало известно "РГ", в настоящее время Минтрансу удалось на 90 процентов переломить сопротивление основных своих оппонентов. В частности, Минфин согласился с тем, что приоритетом все же должно стать не количество собранных налогов, а общий экономический эффект для страны.

Вместе с тем с учетом пожеланий Минфина, Минэкономразвития и МНС России "специальный налоговый режим", который предлагал ввести для судовладельцев Минтранс, ныне заменен вариантом "точечных" изменений в налоговом, таможенном, валютном законодательстве. В итоге, как представляется Минтрансу, Правительством должно быть принято волевое решение, учитывающее интересы национального торгового флота.

Справка "РГ"

Республика Либерия , в переводе "свободная земля" - государство в Западной Африке. Либерия - аграрная страна с развивающейся горнодобывающей промышленностью. В 70-х годах ХХ века Либерия, одна из первых в мире, создала " Международный реестр судов". Из-за низких налогов под флагом Либерии плавают суда других стран (9 процентов мирового торгового флота). Сегодня морской торговый флот Либерии формально занимает 1-е место в мире по тоннажу.