Флэшмоб шагает по планете

Людям флэшмоб почему-то неимоверно нравится. Причем не только участникам, но и зрителям. Рассказывают, что, когда в почтенных стенах Лувра часть посетителей вдруг ни с того ни с сего, одновременно доставши мобильники, принялась звонить и бегать при этом по периметру вестибюля, а через несколько минут улеглась на пол и замерла, наблюдавшие это зрелище ответили бурным восторгом.

А ведь делали еще и не то. В Токио и Осаке по улицам прошли сотни людей в костюмах агента Смита из "Матрицы", изображая боевые сцены фильма. В Красноярске точно с началом боя часов на здании мэрии человек 20 застыли в фиксированных позах, с каждым ударом меняя свое положение на одну фазу. В Минске возлагали чупа-чупсы к подножию железной фигуры у входа на рынок...

Когда в августе на Ленинградском вокзале в Москве группа новоиспеченных мобберов встречала человека с не слишком традиционным именем NzR178qWe, которое было написано на табличках у встречавших, непосвященные приняли происходящее совершенно всерьез; по телевидению даже мелькнуло удивленное сообщение: вот-де под какими диковинными именами представляются друг другу нынешние молодые в Интернете.

По-английски флэшмоб - "мгновенная толпа". (Стоило бы, по логике вещей, писать в два слова, да они давно уже срослись в одно.) Придумали - в Америке нынешним летом. Прижилось - стремительно и по всему миру.

В мобберах кто-то видит скучающих бездельников, не знающих, куда себя деть, и сумасшедших. А кто-то "духовных" людей, сталкеров-проводников в иную реальность.

Что, собственно говоря, происходит? Собираются вместе люди, ничем, по определению, друг с другом не связанные, кроме одного: средств электронной коммуникации, по которым сговариваются, что, когда и где будут делать. Согласованно, без команды, одновременно - с точностью до долей минуты - совершают по заранее подготовленному сценарию заведомо бессмысленные действия. И расходятся. Все.

Самое главное здесь - бессмысленность действий. К этому центральному условию привязаны все остальные, не менее жесткие. Участникам категорически нельзя во время моба, например, разговаривать друг с другом. Вообще нельзя быть знакомыми друг с другом и знакомиться на почве флэшмоббинга. Нельзя заранее сообщать о готовящемся мобе кому бы то ни было, тем более журналистам. Нельзя во время акции быть пьяным. Нельзя задирать полицию и конфликтовать с властями. Моб вообще, по замыслу, не должен быть агрессивен по отношению к чему бы то ни было.

Едва прошел первый нью-йоркский моб 17 июня 2003 года, во время коего больше сотни человек приводили в смятение продавцов в магазине, спрашивая любовный ковер для общины, "мгновенные толпы" принялись собираться в самых разных уголках света едва ли не каждый день. Создается впечатление, что люди этого как будто только и ждали и наконец-то дорвались.

За какие-нибудь полгода у моба появились свои посвященные - адепты, знания коих недоступны профанам. Собственный жаргон. Свой кодекс чести. Свои сайты и форумы в сети. Своя классика. Свои идеологи...

На первый взгляд может показаться: флэшмоб - это "свобода - равенство - братство". Ему неведомы ни иерархии, ни дистанции между участниками (если, впрочем, не считать таковой запрет на общение и знакомство друг с другом). Моббером (он же - "мобстер") способен быть человек любого пола, возраста, расы, вероисповедания, социального положения... Моб всех уравнивает: "толпа" же! Специальных умений не надо. Социальных связей, принадлежности к группам и традициям - не надо. Привычек - тоже.

Правда, мобильником - а заодно и электронной почтой, по которой тоже имеют обыкновение связываться мобберы, желательно-таки уметь пользоваться... Не говоря уж о том, что сами мобберы образуют вполне четко организованное сообщество. Внутри него и циркулирует информация о готовящихся мобах: главное, чтобы она раньше времени ни за что не просочилась к другим - непосвященным! Так ли уж он и уравнивает?

Скорее, моб отчетливо делит людей: по меньшей мере на две заведомо неравнозначные категории. На самих мобберов и тех, кто за мобом, не зная его правил, наблюдает. Люди делятся на случайных и неслучайных.

В мобберах часто видят скучающих бездельников, не знающих, куда себя деть, сумасшедших, но это неинтересно. Завелись интерпретации куда более интригующие. Кто-то видит в них "духовных" людей, занятых "личностным ростом"; сталкеров-проводников в иную реальность. Объект их работы (пишут сами мобберы!) они сами, собственное их сознание. Изменяя его, они изменяют мир. Моб в свете этого - магическое действо. Прочитав это на одном сайте и наугад перейдя на другой, опять вижу: "Моб - это таинство, и болтовня здесь неуместна".

Отчего бессмыслица так притягивает людей? Не потому ли, что мобберы молоды, недавно вырвались из детства с его школьными обязательностями? Но ведь сколько во флэшмобе жестко-обязательного, "умышленного"! Того нельзя, этого нельзя, да еще и действовать надо синхронно с остальными, часы сверять с точностью до как минимум минуты... От школы или армии это отличается разве тем, что не привязано ни к какой извне заданной цели... Кстати, похоже, что молодость мобберов - вещь тоже довольно относительная. Говорят, будто самые активные мобберы - люди вполне зрелые, успевшие получить по крайней мере одно высшее образование и неплохо состояться.

Вполне вероятно, что бы мы ни сказали о флэшмобе, в самую точку нам никогда не попасть, зато никогда вполне и не промахнуться. Флэшмоб - явление принципиально открытое. Лишенный собственного смысла, он способен наполниться любым. Даже если первоизобретатели моба вначале всего лишь развлекались, расти от этого изначального смысла моб способен в самые разные стороны. Вот когда-то "живые картины" братьев Люмьер тоже были диковинной забавой для не слишком взыскательной публики. А потом из этого получились, с одной стороны, Тарковский с Бергманом, с другой - "Звездные войны", с третьей - "мыльные" сериалы...

Ближайший аналог моба - концептуальное искусство. Когда в 70 - 80-х годах Андрей Монастырский с группой "Коллективные действия" устраивал акции, во время которых группа людей (правда, в отличие от мобстеров - знакомых и связанных друг с другом) совершала действия, заведомо лишенные повседневного смысла, это был полноценный аналог флэшмоба. Участники, например, часами тянули из леса веревку, не зная, какой она длины и что их ждет в конце. Оказывалось, решительно ничего.

У моба есть аналог и более древний. Это дзэнский коан. Флэшмоб работает в сущности по очень похожему принципу. Ставит традиционные смыслы, привычки и инерции перед лицом их невозможности. Провоцирует непонимание. Другой вопрос: что потом с этим делать? Дзэн-то знает, что. На место, очищенное от старых, заскорузлых смыслов, он вкладывает новые. А моб?

Может быть, моб - секулярный дзэн, дзэн для людей безрелигиозных, даже не включенных по существу ни в одну из традиций. Как любое нарушение условностей, привычек, инерций, он способен стать путем к первооснове бытия. Но способен оставаться и просто приколом.

Вот что пишет безвестный автор на одном из множества мобберовских форумов: "А зачем оно -"узнавать друг друга"? Идеально вообще было бы, если б никто друг друга не знал. Это социальный стереотип - делать что-либо вместе с известными тебе людьми. Человек (да и мы сами) для нас перестает быть удивительной тайной, прекрасным светящимся существом, а становится обыденным "Иваном Булкиным", от которого известно чего можно ожидать и чего точно не дождешься... Может, попробуем по-другому?"