Когда снегоходы только появились у нас в стране, их называли снежными мотоциклами. Однако такое сравнение верно лишь отчасти. Основным отличием снегохода от мотоцикла (кроме, разумеется, отсутствия колес) является использование вместо обычной коробки передач автоматической трансмиссии. Это существенно упрощает управление машиной. Нет необходимости переключать передачи, да и тронуться с места под силу даже неопытному новичку, нужно всего лишь запустить двигатель и добавить газу. Однако делать это надо осторожно - двигатели на снегоходах весьма мощные и, резко "газанув", можно запросто остаться на снегу. Как раз на этот случай и на случай падения на большинстве моделей современных снегоходов предусмотрена специальная чека, петлю от которой надевают на руку. При любом падении она выдергивается и двигатель глохнет, так что далеко ваш "железный конь" убежать не сможет.
- Снегоходы можно разделить на три класса, - рассказывает Сергей Наумов, продавец-консультант Центра по продаже мотоциклов и снегоходов, - утилитарные (иногда их называют транспортными), туристические и спортивные. На транспортные устанавливают наименее мощные двигатели (правда, и здесь они обычно выдают не менее 40 л.с.), широкие (50 см) длинные гусеницы, длинные двух-, а иногда и трехместные сиденья, багажники и прицепные устройства для буксировки нарт. На всех импортных машинах есть система подогрева ручек руля. На многих моделях предусмотрена задняя передача и электростартер.
Туристические модели от транспортных отличаются более высокой мощностью двигателя и, соответственно, более высокой скоростью. Большинство из них имеет хотя и такие же длинные, но узкие (38 см) гусеницы. Это дает возможность развивать более высокие скорости, но несколько ограничивает проходимость. Туристические снегоходы наиболее комфортабельные: у них есть и подогрев сидений и ручек, и удобные, во многих случаях регулируемые спинки сидений. Подвеска у туристических машин мягче, чем у утилитарных. Наличие задней передачи и электростартера для туристических моделей норма.
Что же касается спортивных моделей, то на них мощность двигателя переваливает далеко за сотню лошадиных сил (есть модели с двигателем в 174 л.с.), подвеска этих снегоходов жесткая и энергоемкая, что дает возможность проходить на высокой скорости неровности и совершать прыжки. Спортивные модели развивают скорость до 200 и даже более км/час, а "сотню" набирают за 2-2,5 секунды. Все они одноместные, максимально облегченные. Гусеницы используют здесь узкие и короткие: они позволяют развивать высокую скорость. Но по глубокому рыхлому снегу на таких машинах ездить невозможно, они тут же застревают.
На современные снегоходы устанавливают чаще всего двухтактные двигатели. На спортивных и туристических моделях используют моторы с воздушным охлаждением. На машинах, предназначенных для перевозки больших грузов, где скорость невелика, а нагрузки большие, чаще ставят двигатели с жидкостным охлаждением.
В России, кроме отечественных снегоходов, можно купить продукцию мировых лидеров "снегоходостроения": Arctic cat, Bombardier (они продаются под торговой маркой Ski-Doo), Polaris, Yamaha. Новые импортные машины найти дешевле 6000 долларов не получится. Отечественные снегоходы значительно дешевле - последние модели "Рысь" и "Тайга" стоят в пределах 70-90 тысяч рублей. Подержанные же отечественные снегоходы можно отыскать за 600-800 долларов. Впрочем, по надежности отечественная продукция существенно проигрывает импортным собратьям, а риск остановиться в чистом поле километрах в пяти от дороги и перспектива эвакуации неработающей кучи железа по пояс в снегу заставляет многих потенциальных снегоходоводителей обращать свой взор в сторону подержанного импорта.
Подержанные импортные снегоходы наши эксперты покупать не советуют. Тому есть две причины: первая в том, что, как любая техника, снегоходы иногда ломаются, а ремонт импортной машины стоит очень дорого, да и запасные части во многих случаях приходится выписывать из-за границы и ждать их доставки по три-четрые недели. Вторая причина в том, что цены на подержанный импорт все же очень высоки и не сильно отличаются от цен на новые машины.
Всю гамму продающихся у нас снегоходов можно разделить на три большие ценовые группы: от 500 до 1500, от 1500 до 4500, от 4000 до 8500 "зеленых", и тех, что дороже 8500$.
$500-1500. Найти приличную машину дешевле полутысячи баксов практически невозможно, в любом случае на ее ремонт уйдет еще как минимум столько же. За 600-700 долларов можно купить (в относительно приличном состоянии или, как пишут в объявлениях, "на ходу") только подержанные отечественные "Бураны" и в редком случае "Рысь" или "Тайгу" пяти-шестилетнего возраста. Рассчитывать на долгую работу такой техники не приходится. Ближе к полутора тысячам можно найти вполне "свежий" отечественный снегоход, проездивший один-два сезона.
$1500-4500. За такие деньги можно купить новый снегоход. Правда, только отечественный. От полутора до трех тысяч это будет машина секонд-хенд, но во многих случаях - или совсем без пробега, или с минимальным пробегом. Иногда удается найти за такие деньги даже снегоход, еще стоящий на гарантии. Носиться с бешеной скоростью по снежным и ледяным просторам на наших машинах не очень получится, скорости их относительно импортных собратьев невысоки, но для поездок на охоту и рыбалку, для неспешного катания и накатывания лыжных дорожек они вполне подойдут. Самые распространенные сейчас - это "Бураны-640" с двигателем мощностью 28 л.с., двумя гусеницами и одной управляющей лыжей и "Буран С-640/3700" с удлинненной гусеницей и форсированным мотором (по паспорту он должен выдавать 35 "лошадей"). Для активного отдыха (в стиле - "оторваться по полной программе") "Бураны" не подходят, это все же транспорт, пригодный больше для перевозки дров, сена или добытого на охоте лося, и других полезных в хозяйстве вещей.
Для развлечений же из отечественных машин в какой-то степени подойдут "Тайга" или "Рысь". Они более комфортабельны, имеют более мощные двигатели, более мягкую подвеску и лучше управляются на высокой скорости. Цены на эти машины в нынешнем сезоне укладываются в три-четыре тысячи долларов.
За сумму от 2500 долларов можно найти 4-5-летний импортный снегоход ведущих мировых производителей, а за 4-4,5 тысячи иной раз удается купить и машину 2-3 лет от роду.
За 2,5-3 тысячи долларов можно купить импортный детский снегоход. И если еще год назад дилеры привозили их в основном на заказ, то сейчас они есть в продаже в нескольких московских магазинах постоянно.
В группе от 4500 до 8500 долларов расположились импортные снегоходы утилитарного класса без "наворотов". У большинства из них нет ни подогрева сидений, ни подогрева пассажирских ручек, но почти у всех есть электростартер.
Самый широкий выбор импортной техники в группе "дороже 8500 долларов". Для того чтобы получить максимум удовольствия, любителям экстрима можно посоветовать машины с двухтактным двигателем рабочим объемом 700 кубических сантиметров. Таких машин сейчас в продаже не менее десятка моделей. Как минимум половина из них имеет воздушное охлаждение, но есть и машины с жидкостным охлаждением. Для нашей "сиротской" зимы с температурой около нуля такие моторы имеют смысл: в теплую погоду "воздушки" недолго и перегреть, особенно под большой нагрузкой.
В последние два-три года все большей популярностью пользуются снегоходы с четырехтактными двигателями. Мощность их, как правило, меньше, чем у двухтактников, зато они надежнее и проще регулируются.
Цена самых "навороченных" моделей может переваливать далеко за 10 тысяч долларов. Кроме ветрового стекла, подогрева ручек и сидений у них подогреваются подножки, установлены регулируемые спинки, большой багажник, разумеется, электростартер и есть передача заднего хода. Фарам такого снегохода могут позавидовать иные автомобили, на многих моделях дополнительно устанавливают фару-искатель. На некоторые модели даже устанавливают системы спутниковой навигации.
Во сколько обойдется оформление снегохода в Подмосковье
Осмотр машины 93.61
Выдача талона о прохождении государственного технического осмотра 25.44
То же в компьютерно-ламинированном исполнении 31.34
Выдача государственного регистрационного знака дорожно-строительную и иную машину или прицеп к одной из этих машин 42.74
Выдача свидетельства о регистрации машины (книжка) 60.64
То же в компьютерно-ламинированном исполнении 78.14
Выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) (книжка) 58.61
То же в компьютерно-ламинированном исполнении 72.04
Прием экзаменов по безопасной эксплуатации самоходных машин - теория 78.14
То же без прохождения специального курса обучения 117.22
Базовая ставка страхового тарифа 1215
Коэффициент для Москвы 1.2
Коэффициент для Подмосковья 1
Коэффициент на период использования т/с (6 месяцев) 0.7