Уже в феврале Правительство рассмотрит, а затем согласно плану внесет в Государственную Думу две новые главы Налогового кодекса: "Земельный налог" и "Налог на имущество физических лиц".
Законопроект о земельном налоге предполагает, что он будет поступать в местные бюджеты и вводиться законами органов местного самоуправления. В главе будет прописан максимальный размер налоговой ставки, дифференцированной по категориям земель.
Важным событием для граждан должно стать появление главы о налоге на имущество физических лиц. Напомним, что уже принято решение сделать этот налог, так же, как и земельный, местным. Федеральное законодательство установит только максимальную ставку этого налога. С одной стороны, это дает местным властям, которые лучше федеральных знают положение дел в регионе, пространство для маневра, с другой - может создать почву для неравенства. Так, в частности, уже произошло с транспортным налогом, который тоже является местным. Например, в Москве и Московской области ставка налога на одинаковые авто отличается в разы, хотя на самом деле все эти машины ездят по одним и тем же дорогам, разница только в месте их регистрации.
Однако в данном случае главной проблемой может стать даже не ставка, а налогооблагаемая база, то есть то, с чего взимается налог. Сейчас размер налога рассчитывается исходя из стоимости квартиры по оценке Бюро технической инвентаризации (БТИ). Напомним, что в прошлом году Минэкономразвития предлагало взять за основу рыночную стоимость жилья, которая на деле гораздо выше оценки БТИ. По мнению экспертов, в этом случае размер налога может вырасти в десятки раз. И хотя кажется маловероятным, что закон будет принят в таком виде, полностью исключать такое развитие событий нельзя.
Для юридических лиц главной заботой этого года станет возможное введение НДС-счетов, то есть счетов, специально открытых для расчетов по налогу на добавленную стоимость. Снять деньги с них можно будет только в случае ликвидации организации. Правительство планирует рассмотреть этот вопрос в феврале. Напомним, что в конце прошлого года идея введения НДС-счетов вызвала на удивление дружное одобрение всех финансовых министерств и ведомств, в том числе Минэкономразвития, обычно занимающего более лояльную позицию по отношению к бизнесу, и не менее дружное возмущение руководителей и финансовых директоров предприятий, которые видят в НДС-счетах очередную головную боль и неизбежные финансовые затраты.
Причем многие из них сетуют не на потери от невозможности "минимизировать" налогообложение, а на необходимость платить за открытие новых счетов, и, как следствие, - усложнения отчетности, увеличение штата бухгалтеров. Планируется, что дойти до Государственной Думы эти инициативы должны уже к апрелю.
Тогда же будет обсуждаться и законопроект "О консолидированной финансовой отчетности". Он предусматривает увеличение прозрачности финансовой отчетности крупнейших российских организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику.
В марте Правительство собирается заняться налогом на прибыль и рассмотреть проект закона "О внесении в главу 25 Налогового кодекса изменений, касающихся налогового учета, исчисления налоговой базы и совершенствования администрирования налога на прибыль организаций". Законопроект направлен на повышение стимулирующей функции налога на прибыль, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, что должно привести к упрощению администрирования этого налога.
Весной же будет обсуждаться и законопроект "О внесении в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, касающихся индексации акцизов, в целях формирования проекта федерального бюджета на 2005 год". Этот закон должен привести ставки акцизов в соответствие с уровнем инфляции.
В целом можно сказать: налоги в этом году будут не так часто становиться предметом обсуждения Правительства, как в прошлом. Да и законодательных предложений в этом вопросе на сей раз оказалось гораздо меньше.