Мы провели испытания десяти моделей бытовых масляных обогревателей. Все радиаторы по паспорту имели три ступени: примерно 0,8 кВт, 1,2 кВт и полная мощность - 2 кВт. Но во время проверки мы столкнулись с завышением номинальной мощности. Электрорадиатор VES имеет маркировку 2000 Вт при напряжении 230-250 В. А в действительности его мощность составляет лишь 1590 Вт. Отклонение от номинала -20,5 процента! Если учесть, что в России стандартное напряжение 220 В, то реально потребитель, покупающий якобы двухкиловаттный обогреватель, получает всего лишь 1337 Вт (отклонение - 33,2%).
Во время работы корпус радиатора не должен перегреваться, чтобы потребитель не получил ожоги. Тем не менее отмечено превышение допустимой температуры на поверхности обогревателей "Вилли" (+90) и Polaris (+98). Хорошо еще, что ни один радиатор не перегрел поверхности пола и стен.
Очередной проблемой стало использование в обогревателях DeLonghi, Zass, Tesy и Polaris шнуров питания в пластиковой изоляции ПВС (H05VV-F). Ведь шнур питания может легко попасть между секциями радиатора, нагретыми свыше 100 градусов, и оплавиться.
Хотя в инструкциях предупреждают о том, что обогреватели нельзя накрывать вещами или полотенцами, пользователи часто используют их в качестве сушилок. Моделируя такую ситуацию, на радиаторы в ходе испытаний положили специальную ткань и измеряли температуру. DeLonghi в результате нагрел ткань до 156 градусов, а Atmor - до 183. Эксперты считают такую температуру недопустимо высокой.
Проверку устойчивости на наклонной поверхности (уклон 15 градусов) выдержали все модели, кроме Borg. Он, как оказалось, имеет слишком узкий корпус и неустойчивые опоры.
Впрочем, свалиться на пол может любой обогреватель, если, например, его толкнет играющий ребенок. При этом контейнер радиатора должен остаться целым и не перегреться. Для этого на обогреватели обычно ставят термовыключатель либо заливают больше масла. Но лучше всего, когда в радиаторе есть специальный датчик опрокидывания, который сразу отключает нагрев.
Как выяснилось, производители радиатора Atmor на этом датчике сэкономили, хотя он упомянут в инструкции. К счастью, этот обогреватель не взорвался, так как сработал термовыключатель.
А вот у радиаторов Borg, Polaris и VES защита от опрокидывания не сработала и все они взорвались со страшным шумом. Если бы такое происходило не в испытательной камере, а в обычной квартире или загородном доме пожар случился бы неминуемо.
Результаты испытаний предоставлены журналом "Спрос" Конфедерации обществ потребителей.