Тяжелый газ

На белорусское правительство, которое на всех предыдущих переговорах занимало непримиримую позицию, это подействовало отрезвляюще. Уже утром следующего дня в Минске состоялось экстренное заседание правительства, которое снарядило в Москву сверхсрочную миссию. К решению проблемы подключились президенты. Днем Александр Лукашенко связался по телефону с находящимся в Киеве Владимиром Путиным. Как заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь главы белорусского государства Наталья Петкевич, президенты достигли "взаимопонимания того, что поставка природного газа в Белоруссию будет обеспечиваться бесперебойно и в полном объеме потребностей нашей страны". Однако в ночь на субботу независимые поставщики все же сократили подачу топлива в среднем на 30 процентов. Той же ночью, по сообщению информационных агентств, состоялся второй телефонный разговор Владимира Путина и Александра Лукашенко. Однако ожидаемого белорусской стороной политического вмешательства в сугубо экономическую проблему не произошло. Российский Президент, по словам пресс-секретаря Алексея Громова, подчеркнул, что "государство не в состоянии заставить независимых производителей продолжать поставки газа без соответствующего подтверждения со стороны Белоруссии". И далее: "в случае наступления неблагоприятных последствий, российская сторона снимает с себя ответственность за них".

Разумеется, без газа Белоруссия не осталась. В субботу "Итера" и "Транс Нафта" возобновили поставки в полном объеме. Но ненадолго: если контракты не будут заключены до 29 января, подача топлива в Белоруссию будет ограничена вновь. "Иллюзии по поводу возможности получения газа на нерыночных условиях беспочвенны", - заявили информационным агентствам некие российские источники. На что белорусские - тоже, кстати, анонимные - источники тут же отреагировали: "Пока газ в трубе есть, мы его будем брать". Иначе говоря, "несанкционированно отбирать".

Возникшие сложности белорусская сторона объясняет жесткой позицией "Газпрома", который "предлагает дискриминационные условия поставки транзита". Осведомленные источники в белорусском правительстве, в частности, говорят о том, что "Газпром" намерен продавать газ в Белоруссию, как и на Украину, по 50 долларов тысячу кубометров, настаивая при этом, что ставка транзита не должна превысить 0,75 доллара. Украинская ставка транзита составляет 1,09 доллара. В белорусском правительстве вновь напоминают о политических договоренностях президентов о том, что ценовые условия для Белоруссии должны быть не хуже украинских.

В "Газпроме" настаивают не на "дворовых", а на рыночных отношениях в топливной сфере. Как заявил накануне топливного кризиса заместитель председателя правления компании Александр Рязанов, "нам непонятно, почему Россия должна быть "дойной коровой" для наших партнеров, пусть даже очень хороших". По его словам, "Газпром" уже несколько лет "дотирует белорусскую экономику и бюджет, поставляя газ себе в убыток и ничего не имея взамен".

На столь резкие заявления у "Газпрома" были веские причины. Согласно соглашению о сотрудничестве в газовой отрасли, которое было подписано весной 2002 года, Белоруссия, не в пример другим республикам ближнего зарубежья, получала газ по внутренним российским ценам. "Газпром", войдя в немалые убытки, свои обязательства в этом плане выполнил полностью. Однако надежды на то, что убытки газовая компания покроет в будущем за счет выполнения другой части соглашения - создания совместного предприятия - не оправдались. Белоруссия выставила такие условия, которые не могут быть выполнены ни российскими, ни какими-либо другими инвесторами.

Вот это скорее всего и станет предметом дальнейших переговоров белорусского правительства с газовой компанией. И Белоруссия, как считают независимые эксперты, скорее всего пойдет на уступки. Потому что в силу своей экономической политики она просто не готова покупать газ по рыночным ценам. Например, были месяцы, когда одно из крупнейших белорусских государственных предприятий "Гомсельмаш" даже по льготным ценам прошлого года оплачивало не более 50 процентов потребляемого топлива. И предприятий, производящих долги, в Белоруссии немало. При стоимости российского газа 50 долларов, тарифы для них увеличатся как минимум на 15 процентов. Если учесть, что около половины белорусских предприятий, по данным МФВ, убыточны, то их продукция в результате увеличения затрат вообще может оказаться вне конкуренции.

И дело здесь не в происках "Газпрома", который намеревается если и не вернуть, то по крайней мере минимизировать убытки. Белоруссия во взаимоотношениях с Россией по-советски традиционно видит только одну сторону медали: равные цены на ресурсы, которые можно установить, в том числе и методом политического нажима. Вторая часть проблемы - выравнивание экономики, переход от по сути социалистической системы к рыночной - остается за кадром. Именно поэтому сегодня впору говорить о кризисе не только в топливной сфере, но и в союзном строительстве в целом. Фактически в прошлом году Белоруссия торпедировала все российские предложения, касающиеся создания реального и единого экономического пространства. Это касается и сотрудничества в газовой сфере, и единой валюты, и создания совместных предприятий в пивоварении, машиностроении, нефтехимии... А ведь со времени ликвидации белорусско-российской границы ничего более существенного в союзном строительстве, почитай, и не было.