ГАИ, ГАИ, моя звезда
- Виктор Николаевич, сейчас готовятся поправки к Административному кодексу в части повышения штрафных санкций за серьезные нарушения. Когда ожидать принятия этих поправок?
- О сроках я сказать не могу. Это решаем не мы, а законодатели. На днях состоялось заседание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, на котором ее председатель, вице-премьер Владимир Яковлев вновь подчеркнул необходимость нарушителей, особенно злостных, как говорится, "бить по карману", наказывать рублем. Для большей убедительности он напомнил, какие штрафы за грубые нарушения налагаются в некоторых странах. Я считаю такое предложение вполне оправданным. Как видите, наши точки зрения совпадают. Ответственность за грубые нарушения должна быть усилена. Ведь ныне действующий кодекс был принят два года назад и принят в очень либеральном варианте. Сегодня условия изменились. Что такое для нарушителя 100-200 рублей штрафа? Для большинства это мелочь. Поэтому и нет необходимости, считают они, правила выполнять. А о том, что создают аварийные ситуации, не задумываются. Действительно, то, что происходит на дорогах России, можно назвать гражданской войной, в которой гибнет за год больше народу, чем погибает от стихийных бедствий и военных операций. Вот статистика: за 12 месяцев прошлого года в стране произошло почти 205 тысяч ДТП, в которых погибло более 35 с половиной тысяч человек, ранено почти 250 тысяч. Эти данные, кстати, совпали с нашими прогнозами (публикация в "РГ" от 17 сентября 2003 года "Гражданская война на асфальте". - Прим. ред.). Самое страшное - то, что этот рост зарегистрирован по всем основным показателям и во всех российских округах. Половина этих аварий - наезды на пешеходов. Почти 80 процентов по вине водителей, нарушивших Правила дорожного движения. Каждое третье ДТП связано с неправильным выбором скорости движения. Каждое шестое ДТП совершается лицами без права управления транспортным средством или водителем в состоянии алкогольного опьянения. Каждое седьмое - с выездом на полосу встречного движения. И это неудивительно, если ответственность за нарушение правил совершенно безболезненна.
Кстати, большинство граждан России согласны с тем, что штрафы необходимо увеличить. Об этом свидетельствует опрос, который провел в прямом эфире программы "Времена" Владимир Познер: 59 процентов из присутствующих в студии высказались за усиление штрафных санкций. Признаться, для меня это тоже было неожиданным. Но факт остается фактом: граждане считают, что ответственность для нарушителей должна быть жестче. Это позволит укрепить дисциплину на дорогах, снизить количество пострадавших в ДТП.
- Допустим, размер штрафов вырастет в шесть раз. А как быть пенсионерам, которые пользуются машиной, но у которых такие деньги бывают только в день выплаты пенсии?
- Я думаю, это неправильный критерий оценки. Какая разница человеку, сбил его пенсионер или "новый русский". Не нарушай и платить не придется. Это касается и обязательного страхования. Какая разница пострадавшему, кто разбил его машину.
- Кстати, об обязательном страховании. Здесь множество вопросов. Один из самых популярных. Переход в цивилизованное общество представлялся таким: столкнулись двое - у одного фара, у другого бампер, то есть по мелочи, - обменялись данными страховых компаний, разъехались. На практике: столкнулись, перегородили пару полос, вызвали инспектора и ждут. Пробка - неимоверная. Как упростить это?
- Нужно сделать так, чтобы было удобно людям: если нет увечий, криминала - обменялись полисами и быстро разошлись, освободили проезжую часть. Ведь все застрахованы и разбор мелкого ДТП не нужен. Но для того чтобы упростить процедуру, нужно вносить ряд изменений в законодательство, в том числе и в Правила дорожного движения. И мы к этому уже приступили.
Проблемы есть и со сроками прибытия экипажей ДПС к месту происшествия. Хотя сегодня определены достаточно жесткие временные нормативы и они строго должны выполняться, но зачастую инспектор просто не может вовремя прибыть на место ДТП из-за пробки, образовавшейся по вине этой аварии. Да и из-за количества происшествий, которые теперь требуется оформлять. После вступления в силу Закона об обязательном страховании количество обращений в ГИБДД выросло в несколько раз. Если раньше по мелким случаям договаривались и разъезжались, то теперь ждут прибытия инспектора. А количество инспекторов осталось тем же... Поэтому, кстати, выросли и очереди в группы разбора ДПС: увеличилось не только количество разбираемых дел, многие приходят за справками для страховых компаний.
- Виктор Николаевич, в начале года и вы, и многие ваши коллеги обещали, что никаких спецопераций и рейдов по выявлению незастрахованных проводиться не будет. И тем не менее, еду по Третьему транспортному, стоит на мосту инспектор, остановил десяток машин - разных марок, окрасок, в общем, явно не вылов угнанного транспорта...
- Ни мы, ни московское ГИБДД, ни любое другое подразделение таких операций не проводим. Хотя, вполне допускаю, что здесь возможны перегибы со стороны инспекторов. Но, согласитесь, если у вас нет страховки - вы нарушаете закон. И, значит, инспектор просто обязан пресечь это нарушение.
- Виктор Николаевич, ДТП, после которого водитель скрылся с места происшествия... Уверен, это тоже больное место. Давайте этот вопрос рассмотрим поподробнее. Поправки в Уголовный кодекс убрали из него 265-ю статью: ответственность за оставление места ДТП. Уже есть последствия?
- Этот Закон вступил в силу недавно, а поэтому пока сложно оценить его действие. Но давайте возьмем такой факт: за прошлый год на 11 процентов увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись. Это почти четырнадцать с половиной тысяч ДТП, в которых погибло 2700 человек и ранено более 12 700. Ответственность сегодня абсолютно не адекватна совершенному нарушению, учитывая степень его общественной опасности (штраф всего 1000 -1500 руб.). То есть мы практически ничего не можем предъявить тому, кто скрылся с места происшествия. Раньше над ним дамокловым мечом висела уголовная ответственность, а теперь только небольшой штраф. То же самое касается и пункта по части "повреждений средней тяжести". За "легкую" - административная ответственность, "тяжкая" карается по статье Уголовного кодекса, а сломанные руки-ноги остались вне закона. А это наибольшее количество пострадавших.
- Другими словами, ответственность, установленная законом, не адекватна сегодняшней ситуации на дорогах?
- Да, именно это я и имел в виду. В результате подобных пробелов в законодательстве на дороге складывается атмосфера вседозволенности, агрессивности, откровенного хамства и лихачества, обуздать которые имеющимися в арсенале инспектора ДПС средствами воздействия к нарушителям (а это лишь мизерные штрафы) далеко не просто. Приведу пример: на днях в некоторых районах Москвы и области мы провели профилактическое мероприятие по выявлению нетрезвых водителей. За несколько часов было выявлено более ста таких нарушителей. Некоторые из них буквально выпадали из-за руля к ногам инспектора. То есть они управляли в совершенно невменяемом состоянии. Куда ехать дальше? Подобная ситуация самым негативным образом отражается на законопослушных гражданах, которые зачастую становятся невинными жертвами дорожно-транспортных происшествий. Но есть и другие примеры. Вчера у меня в гостях была делегация из Сербии. Им удалось снизить количество происшествий на 20%. Там зачительно увеличили штрафы, ввели лишение права управления и систему баллов. Это получилось только благодаря тому, что государство озаботилось проблемой безопасности. Возьмем Францию. Там министру внутренних дел за неделю удалось сократить количество жертв на дорогах. Между прочим, дороги Франции считались одними из самых опасных в мире. Сделано это было просто: штраф за превышение скорости на 5 км/ч - 135 евро. Причем нарушение выявляют не люди, а радары, подключенные к центру обработки данных. Радар засек нарушение, передал его в центр, там информация обрабатывается, сопоставляются данные машины, находится владелец, и ему по почте приходит квитанция о штрафе. Количество погибших на дорогах сократилось на полторы тысячи человек. Да и казна пополнилась на 16 миллионов евро. Это ли не результат!
- Это во Франции, там за правонарушения отвечает владелец транспортного средства. А в России отвечает водитель...
- Да, действительно, у нас надо еще доказать, что за рулем находился именно этот человек. Если бы мы как в цивилизованном мире предъявляли претензии не только к водителю, но и к владельцу транспортного средства, многие проблемы безопасности решались бы проще. Да и владельцы лишний раз задумались бы о том, кому доверяют свою машину.
- В последнее время увеличилось количество аварий с участием маршрутных такси. С чем это связано?
- Сегодня свыше трети автобусного парка находится в собственности физических лиц. Каждое второе ДТП, связанное с нарушениями Правил дорожного движения, совершается именно этой категорией водителей. Количество таких аварий, число раненых в них растет уже четвертый год. А все почему? Государственный контроль, который раньше был на государственных автопредприятиях, сейчас на частных практически отсутствует. Взамен ничего нет. Для владельцев маршрутов вопросы безопасности дорожного движения на втором месте. Им нужна прибыль. О кадровой работе речь вообще не идет. В результате за руль автобуса попадают люди случайные, с низкими профессиональными и моральными качествами, которых не только к автобусу, вообще к автомобилю подпускать нельзя. Поэтому неудивительно, что только в ходе одной всероссийской профилактической операции "Автобус" нами было выявлено 1000 фактов управления автобусами в состоянии опьянения, 1500 водителей не имели соответствующей категории на право управления! Но мы выявляем нарушителя уже на маршруте, а вся работа должна начинаться до выезда на линию. Именно эта работа отсутствует. И контролировать этот процесс в настоящее время практически некому. Водитель или владелец маршрута получил лицензию, и все. Здесь нужен единый федеральный закон, который бы четко определил порядок организации пассажирских перевозок, контроля за этим процессом, включая, разумеется, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
- Из предлагаемых новаций. Передача техосмотра в частные руки. Что думает по этому поводу главный "гаишник" страны?
- Я думаю, что здесь много проблем. И я не стал бы так опрометчиво называть это "лишней" функцией. Ведь осмотр технического состояния машины - это безопасность на дорогах.
- Но это могут делать и сервисные центры...
- Да, но ведь при техническом осмотре есть и сугубо милицейские функции. Проверка документов, транспортных средств... Только за прошлый год при прохождении ТО задержано за подделку и уничтожение номеров узлов и агрегатов более четырех с половиной тысяч транспортных средств, выявлено более двух тысяч угнанных и похищенных т/c. Следует учесть, что простой уход государства из тех или иных сфер, например, из сферы того же технического осмотра, не приведет к снижению коррупции, если не будут созданы действенные контрольные механизмы. Мы уже видели последствия непродуманного сокращения роли государства в начале 90-х годов. Частные компании, будучи монополистами, брали за его проведение огромные деньги. И коррупция тогда только усилилась. Очень много вопросов остается открытыми. Например, осмотр спецтранспорта, автобусов: кто этим будет заниматься? В настоящее время работает правительственная комиссия по административной реформе во главе с вице-премьером Алешиным, в которую входит и представитель МВД. Вопросы прорабатываются.
- Еще один больной вопрос: при такой интенсивности увеличения автопарка в крупных городах вскоре встанет вопрос, где парковать. В Москве и Санкт-Петербурге он уже стоит остро.
- Вопрос этот сегодня очень актуальный. Бессистемная парковка приводит к ДТП, пробкам, создает трудности для уборки городских улиц, препятствует эффективной работе пожарных, милиции, "скорой помощи" и других аварийных служб. В разных регионах этот вопрос решается по-своему, с учетом местных условий. Например, правительство столицы не так давно внесло в Мосгордуму законопроект, предусматривающий запрет на парковку автотранспорта вне специально оборудованных мест, к которым относятся специально оборудованные стоянки, дворы и прилегающие территории. Однако чтобы это осуществить, автовладельцев необходимо обеспечить достаточным количеством мест для размещения автомобилей на территории города, в том числе по месту жительства, работы, а также при посещении мест общественного пользования. Работа предстоит большая, но иначе нельзя, движение в городе может просто остановиться. Поэтому при строительстве новых зданий, объектов, сооружений необходимо заранее учитывать вопрос парковки автомобилей. И нужно добиться того, чтобы объекты просто не принимали в эксплуатацию без учета этих требований.
- Как всегда, зима пришла неожиданно. И снег выпал, гололед образовался, складывается ощущение, что дороги попросту не чистят. Ваши сотрудники должны следить за состоянием дорог?
- Это не наша обязанность - улицы очищать от снега. Но если где-то складывается аварийная ситуация по причине того, что улицы не убираются, то инспектор должен направить предписание соответствующей организации. Другое дело, что такие предписания не всегда действенны. И дороги по-прежнему оставляют желать лучшего. Всего за прошлый год, по статистике, из-за дорожных условий произошло более 50 тысяч ДТП, в которых погибло 9000 человек и ранено почти 60 тысяч. А сколько исков на дорожников было подано в суд? Единицы.
- Вернемся к страховке. Недавний случай. Позвонил читатель и сказал, что в группе разбора ему отказались выдать справку о ДТП для страховой компании по той причине, что второй участник аварии скрылся с места происшествия. У читателя застрахован ущерб.
- Обязаны выдать, указав, что второй участник неизвестен.
- Да. Но для этого ему пришлось обратиться в газету...
- Если ему отказал инспектор, он должен пойти к начальнику отделения. И тот решит вопрос.
- А если не решит?
- Тогда есть телефоны контролирующих органов. В отделении они висят на видном месте. Позвонить, представиться, объяснить все, и будут приняты меры.
- Но почему это так сложно? Если справку можно получить только через начальника, почему сразу об этом не объявить?
- Справку должен выдать инспектор. Но, вы же знаете, паршивая овца все стадо портит. Да, есть факты превышения служебных полномочий, иных нарушений законности. И мы с этим боремся. Помните недавнюю историю, когда арестовали шестерых руководителей Северо-Западного МРЭО Москвы? Мы их разрабатывали с 2002 года, и сейчас эта ситуация разрешилась. Борьба с коррупцией в последнее время активизировалась во всех службах и подразделениях МВД России. И ГИБДД здесь не исключение. В чистоте милицейских рядов в первую очередь заинтересована сама милиция. Но без участия в этом граждан проблему не решить.
Пишите заявления - мы будем разбираться, проведем расследование. И если на одного инспектора поступает несколько жалоб, значит, что-то там есть, и он у нас не будет служить.
Есть и еще одна проблема: если с гражданином поступили неправильно, не по закону, он не спешит обращаться к нам. А нам самим не всегда удается вычислить такую "овцу" в наших рядах. Отсюда и складывается подобное отношение к милиции, и к сотрудникам ГИБДД в частности.
Но не стоит всех "причесывать" под одну гребенку. Кстати, СМИ этим частенько злоупотребляют: про сотрудников ГИБДД порой идет сплошной негатив. Но вы посмотрите на это с другой стороны. А сколько всего приходится выслушать инспектору на дороге? Я приглашаю вас, попробуйте подежурьте с ним. Его по десять раз на день "увольняют" на месте, срывают погоны, ссылаясь на различных знакомых начальников и авторитетов. А сколько инспекторов сбивают, сколько в них стреляют?
В самом деле не все же упирается в штрафы, вымогательство... Ведь это всего лишь маленькая толика тех проблем, которые всем нам вместе, сообща предстоит решить, причем на государственном уровне. Здесь и совершенствование всей структуры организации дорожного движения, особенно в больших городах, и развитие сети качественных автодорог с современным сервисом для водителей, и вопросы, связанные с обеспечением безопасности на пассажирском автотранспорте... А вопросы обучения водительских кадров, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, оказание своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим при ДТП, особенно на федеральных и областных дорогах. Прибавьте сюда вопросы технической оснащенности подразделений Госавтоинспекции современными патрульными автомобилями, средствами фото- и видеофиксации... Этот перечень можно продолжать и дальше. Но ясно одно: проблема носит многоаспектный и многоплановый характер, и решать ее надо только в комплексе. Кстати, в этот комплекс должны войти и вопросы социальной защищенности наших сотрудников. Если сотрудник будет иметь достойную зарплату, жилье, льготы на лечение профзаболеваний, наконец, более весомо будет защищен законом и знать, что за его спиной надежно стоит государство, тогда он будет дорожить своим местом и вряд ли пойдет на сделку с совестью, так как очевидно, что потеряет неизмеримо больше. Если мы этого добьемся, то, думаю, вопрос со взятками сам собой отпадет.