Поддержка заместителя главы Правительства оказалась более чем кстати - ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), в которое вошли все железные дороги страны, словно выданная замуж дочка, забрала к себе не только хозяйствующие структуры ведомства, как это было предусмотрено реформой. Из "отчего дома" было вынесено практически все, что было можно, - вплоть до электронного сайта в Интернете.
Что же остается на долю министерства? И остается ли такое министерство? У присутствующих создалось впечатление, что речь нового министра Вадима Морозова преследовала цель убедить самих членов коллегии в важности сохранения ведомства как такового. Он сосредоточился на тех проблемах, которые предстоит решить.
Первая - сама реформа, второй этап которой намечен на 2006 год. Суть ее в отделении хозяйствующих функций и отказе от избыточных функций ведомства. Вторая проблема - тарифы. В августе прошлого года были введены новые, революционные, требования к их формированию. МПС ввело единые цены для всех пользователей железнодорожной инфраструктуры. Дальше - больше. МПС намерено отстаивать и новый принцип индексации.
Ведомство считает, что тарифы в ближайшие два-три года не должны повышаться более чем в 1,12 раза.
Третья проблема - интеграция железнодорожных служб стран СНГ и России. Вряд ли здесь получится по Чубайсу: пришел, увидел и купил. Недоразумения и конфликты с соседями придется решать на переговорах Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ и Балтии, в Европейской конференции министров транспорта.
Четвертая проблема касается непосредственно нас, обычных граждан. Новый Административный кодекс практически снял барьеры на пути зайцев: старая система сбора штрафов отменена, а новой нет. Кстати, именно поэтому сегодня в электричках нет контролеров. Правда, Вадим Морозов считает, что до конца года эта проблема будет решена. При этом он сообщил корреспонденту "РГ", что те, кто стал зайцем, потому что не успел купить билет в кассе, смогут приобрести его прямо в вагоне. Правда, стоить он будет несколько дороже.
В общем, можно сделать вывод, что без МПС развалится вся железная дорога. Правда, наблюдатели и эксперты возможное слияние МПС и Минтранса называют губительным по другой причине. Новообразованная структура - РЖД - сегодня на рынке железнодорожных перевозчиков (общее количество которых около 80) практически вне конкуренции. Выдержать давление этого главного перевозчика страны в составе департамента Минтранса станет практически невозможно: законы, технические регламенты будут разработаны под РЖД. Пока же МПС всячески сопротивляется. Во всяком случае, Вадим Морозов счел необходимым подчеркнуть, что "глубоко ошибаются те, кто думает, что разработка технических регламентов - это формальная замена аббревиатуры "МПС" на "РЖД".
Вице-премьер Владимир Яковлев министра поддержал и, в свою очередь, поделился своим видением того, над чем должно работать ведомство. Заглянул он довольно далеко: в частности, нужно изыскивать средства и прокладывать дорогу до Якутии. Тогда не будет проблем с северным завозом, да и экономика здесь "зашевелится". А там, глядишь, можно будет соединиться с американским материком. Эта дорога будет самой привлекательной для международных перевозчиков.
Между тем, как стало известно корреспонденту "РГ" из осведомленных источников, Вадим Морозов успел убедить своего коллегу - министра транспорта Сергея Франка в том, что железнодорожный департамент в составе Минтранса количеством около ста служащих не справится с поставленной задачей.
Хотя поддержка Яковлева весьма заметно воодушевила Вадима Морозова, тем не менее он сообщил корреспонденту "РГ", что судьбу ведомства будет определять административная комиссия.