Оборонно-промышленный комплекс России получит теперь не только четко оформленный государственный заказ, но и гарантию от убытков. Конкретизируются также права собственности на результаты проведенных научно-исследовательских работ.
Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" был принят в 1995 году. И сразу возникла проблема формулирования для предприятий основной сути такого заказа в соответствии с рыночными реальностями. Оказалось, что казалось бы частную формулировку найти сложнее, чем разработать общий закон. До последнего времени гособоронзаказ составлялся, можно сказать, произвольно. Зачастую в основе лежали инструкции и директивы, принятые еще Совмином СССР в пору самой жесткой централизации и плановых поставок четко определенных комплектующих деталей.
По устоявшейся традиции государство являлось монопольным заказчиком продукции оборонного назначения, распоряжалось ей по своему усмотрению и при этом не несло никакой ответственности перед предприятиями, выполнявшими заказ, перед лицами, которые делали подчас прорывные открытия в области новейших технологий. Мало того что был период, когда государственный заказ выполнялся в основном за счет средств самого предприятия, так и полученными за свои же деньги результатами эти предприятия распоряжаться не могли.
Предполагалось, что форма гособоронзаказа будет выработана в... 2-месячный срок еще в 1996 году, однако на решение чисто "формальной" задачи потребовалось почти восемь лет кропотливого труда самых различных министерств и ведомств. Зато теперь контракт должен устраивать не только монополиста-заказчика, но и саму "оборонку". Впервые четко оговорено, что исполнитель гособоронзаказа вправе приостановить работу, если оплата не производится в течение определенного контрактом времени. В то же время заказчик может прервать контракт, если работы потеряли актуальность. При этом убытки могут быть возмещены как из средств госбюджета, так и исполнителем. То есть стороны, заключающие контракт, должны очень тщательно оценивать все возможные риски и четко формулировать саму задачу.
Определено также, кто будет владеть результатами НИР и ОКР, выполненных в процессе реализации гособоронзаказа. Если все финансирование заказа шло из федерального бюджета, то собственником результатов, естественно, становится государство. Если имело место долевое финансирование, то и владение будущей интеллектуальной собственностью будет долевым. Если же государство только сформулировало свой заказ, а все работы выполнены за счет предприятия или частного инвестора, то и полученные результаты на вполне законных основаниях могут отойти в частную собственность. Впрочем, порядок использования прав на результаты НИРовских и опытно-конструкторских работ должны определяться в каждом конкретном случае отдельным соглашением.
Главной сутью принятого постановления является то, что впервые взаимоотношения государства и оборонной промышленности вошли в четкие рамки правового поля.