Речь идет о беспрецедентном сокращении (в 2,5 раза) эфирного времени на краевом радио телерадиокомпании "Дальневосточная". Впрочем, подобные процессы оптимизации и реструктуризации вещания происходят и в других регионах.
Судя по всему, Роману Р. и его единомышленникам придется судиться с государством, которое намерено максимально сократить долю своего присутствия в СМИ. Идеологический рупор стране не нужен, воспитанием общества отныне радио и телевидение не занимаются, население же реализует свое право на информацию посредством оставшихся новостных программ (которые, кстати, становятся все профессиональнее).
Все вроде бы логично. Бюджетные денежки и усилия журналистов надо экономить. Но что же так борются радиослушатели, прикипевшие к старому проводному радио и привычным голосам местных дикторов? Зачем пишут трогательные, ругательные, недоуменные многостраничные письма руководителям хабаровского радиовещания? Давайте подумаем.
Письмо от Нины Науменко из Ситы: "Вчера сидела у радиоприемника и ждала передачу Татьяны Ваниной "Завалинка" из Хабаровска, вместо нее пошли огородные советы из Москвы. Заглянула в газету - оказывается, зря жду. Звучат только передачи "Радио России" - причем одни и те же: мне рассказали в очередной раз, куда поехал президент и где можно немедленно заказать мазь хондроксид и какой-то тренажер... Милые мои... В нашей деревне у народа денег даже на хлеб порой не хватает, от болячек мы спасаемся народными средствами. А вот для души есть только радиоприемник. Он и врач, и собеседник. Но сначала от меня ушло телевидение (что смотреть в пустом ящике, где осталось одни боевики и секс? Тарелки с 20-ю каналами, да и просто телевизоры даже в городах есть не у всех). А теперь, как выяснилось, у меня забирают и радио".
Человек имеет право на общение. Это аксиома. И если для активного, занятого человека общение с радиоприемником - совсем не главное, то для одиноких людей, инвалидов, пенсионеров, ограниченных в передвижениях, голос радио - порой единственный рассказчик, психолог и друг. Пусть даже этот знакомый голос слегка картавит, а технически передача безнадежно уступает конкурентам. Радио будут слушать только потому, что оно свое. Эту социальную функцию - отвечать интересам малообеспеченных слоев, инвалидов, ветеранов - не может сегодня нести ни одна из возникающих коммерческих радиостанций, ориентированных на совершенно иного заказчика. И вряд ли они возьмутся за такую задачу. Зачем? Это неперспективно. Как ни цинично это звучит, а их аудитория проживет дольше.
Любой мало-мальски грамотный руководитель понимает, что человеку всегда интереснее происходящее рядом. Вот почему провинциальные новости пользуются большим спросом, а тиражи районных газет не падают, хотя там не публикуют откровенных фото. Отнюдь не случайно федеральный выпуск известий монтируется встык с местными программами новостей в прайм-тайм. Никогда столичные глянцевые журналы и яркие еженедельники не заменят региональные СМИ.
В некоторых районах Хабаровского края, растянувшегося с севера на юг, до сих пор существует проводное радиовещание, слушатели которого имеют лишь две программы - и эти приемники за 12 советских рублей пользуются спросом. Вот почему на краевом радио пачки писем.
"Подумайте о людях! - пишет в Хабаровск одна из таких слушательниц. - Многие из нас видят мир через радиоприемник. Москва далеко настолько, что дикторы позволяют себе говорить сонными голосами, зевать, работая на Орбиту. Вещание на Сибирь и Дальний Восток в профессиональном цехе, видимо, считается чем-то вроде репетиции перед концертом. Иначе как понять, что утром по "Радио России" идут повторы вечерних передач, где Самара поздравляет Петербург, их ведущие приветствуют тех, кто работает ночью, причем даже не вырезаны вечерние приветствия. А в режиме прямого эфира для отдаленных районов идут лишь новости. Ощущение, что обо всем можно говорить из столицы - обманчиво, господа".
О каких же именно местных программах главный стон, что теряют авторы писем в связи с затеянными реформами в МПТР? О тех, на которые можно дозвониться в режиме реального времени и поделиться мыслью, тревогой. Которые задевают душу или рассказывают о таких же, как ты - живущих в глубинке на одну зарплату.
Таких на краевом радио немало: "Мелодии прошлых лет", "Семейный канал", "Русский вечер с Татьяной Ваниной", "Зеленый мир". То же - с телеэкраном. Хабаровское краевое телевидение заметно обеднело, потеряв в результате оптимизации передачи "Провинция", "Планета Дальний Восток", "Не в шляпке счастье".
Интеллигенция сожалеет о передачах, где участниками были местные литераторы, артисты, привыкшие считать слушателей краевого радио своей дополнительной творческой аудиторией, делавшие здесь свои яркие, запоминающиеся радиоспектакли. Известно, что старейший Дальневосточный симфонический оркестр родился именно при радиокомитете. На местном радио начинали юнкорами современные маститые журналисты и дикторы.
- Когда в 15.15 звучал дневной литературный канал, мы прилипали к радиоприемникам, - вспоминает Людмила Исакова. - Когда Марк Уханов читал рассказы Чехова или "Тихий Дон" - просто мурашки по коже.
Приходится признать, что с исчезновением заказа на литературные, художественные передачи целый культурный слой общества теряет свой эфир. У какой новой радиостанции найдется 76 тысяч фонограмм в архиве - записей, сделанных за десятилетия работы, которые как раз и представляют собой историю государства? И историю восточной его оконечности, Дальнего Востока. Восемь тысяч местных записей имеют свою неоспоримую ценность: я помню свои ощущения от репортажа визита Гагарина в Хабаровск...
Неудивительно, что профессионалы, имеющие отношение к проблеме, считают реформы на местных студиях похоронами журналистики. Кто, спрашивают они, через несколько лет сумеет написать грамотный сценарий, сделать литературную обработку, профессионально и без стилистических ошибок провести обыкновенный репортаж?
Бесспорно, все наработанное десятилетиями на местных студиях стоило государству денег. Но времена, когда региональные студии имели свою строку в бюджете, прошли. Сокращается бюджетное финансирование местных студий, а денег на электронные СМИ выделено на миллиарды меньше. Впрочем, проблема вещания для души может быть решена иным способом, который предлагается коллективам местных студий: ищите спонсоров - будет вам время.
Приходится признать: нет сегодня социального заказа на умные, обстоятельные передачи с человеческой интонацией. На рост валового продукта есть, а на духовный рост человека - нет. Это понимает Президент РФ. Не случайно уже появился госзаказ на детские передачи и нового литературного героя для ребят, не похожего на Тимура и Чебурашку. Это, наверное, скоро поймут реформаторы от электронных СМИ. Просто взрослым надо пока с национальной идеей разобраться. Когда определятся, тогда и вспомнят про местные студии. Если там еще останутся кадры.