Собственно говоря, сенсаций в той новости было по крайней мере две. Первая заключалась в том, что за последние 70 лет проданы всего 7 яиц из разряда "не простых, а золотых" - тех, что знаменитый российский мастер изготовил по заказу царей, а на сей раз их выставлено целых 9, причем среди них такой уникальный экземпляр, как "Коронация", - яйцо, которое Николай II преподнес своей супруге Александре Федоровне в 1897 году в ознаменование своего восхождения на трон. Аукционная цена этого шедевра колеблется от 18 до 24 миллионов долларов.
Вторая сенсация - имя людей, выставивших на торги ювелирную коллекцию, - семья Форбс. Обычно эта фамилия заключена в кавычки - как название журнала с мировой известностью. Но в данном случае Форбсы выступают в качестве частных лиц, решивших расстаться с дорогой коллекцией. Зачем и почему? Злые языки утверждают, что за последнее время чуть ли не вполовину упали рекламные доходы журнала - основного актива семейства, и медиамагнаты пошли на радикальные меры по спасению своего предприятия, вплоть до продажи коллекции от Фаберже, которую Форбсы собирали несколько десятилетий.
Ну а вчера родилась третья сенсация. Лот, оцененный примерно в 120 миллионов долларов, снят с аукциона. По той простой причине, что коллекция выкуплена еще до объявленных торгов российским фондом, учрежденным известным бизнесменом Виктором Вексельбергом. Идея такого шага - не допустить рассредоточения шедевров по частным зарубежным коллекциям, поскольку ювелирные изделия Фаберже, в первую очередь - пасхальные яйца, имеют не только художественное, но и историческое и конфессиальное значение для России. Кстати, высшие иерархи Русской православной церкви уже высоко оценили инициативу фонда, указав, что первые хозяева пасхальных яиц - семья императора Николая II - причислены РПЦ к лику святых.
Надо сказать, что Россия давно "положила глаз" на собранные Форбсами ювелирные шедевры. Но, как это принято у нас, денег на их приобретение у государства не было. Прорабатывались различные варианты - от покупки одного-двух яиц из бюджета Министерства культуры до складчины под крышей Российского союза промышленников и предпринимателей, где сосредоточены основные отечественные состояния.
Однако в конце концов выкуп и репатриацию дорогостоящей коллекции взял на себя один человек, создавший с этой целью специальный фонд, который, как сообщили "РГ" информированные источники, намерен не останавливаться на достигнутом, а продолжать дело по возвращении на родину национального наследия.
Приобретенная коллекция Форбса будет перевезена на постоянное хранение в Россию и выставлена на всеобщее обозрение. Предполагается показать ее не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах, в частности в Екатеринбурге, где оборвалась жизнь последнего российского императора и его семьи. Пока, по информации "РГ", не решен вопрос о месте постоянной экспозиции возвращенных на родину шедевров. Один из вариантов - Оружейная палата, где уже находятся 10 пасхальных яиц работы Фаберже.
Всего же с 1885 г. по 1917 г. Карл Фаберже и его ученики создали по заказу императорского дома Романовых 50 уникальных пасхальных яиц. После 1917 года часть из них была утрачена, часть - распродана Советским правительством, причем по бросовым ценам. Помимо 10 экземпляров, хранящихся в Оружейной палате, 5 находятся в зарубежных частных собраниях, 18 - в различных музеях мира. Судьба еще 8 яиц неизвестна, они считаются потерянными.
Среди выкупленных у "Сотбис" произведений ювелирного искусства первое пасхальное яйцо Фаберже "Курица", преподнесенное императором Александром III в 1885 г. императрице Марии Федоровне. С него началась просуществовавшая более 30 лет традиция дарить на Пасху императрицам яйца работы великого санкт-петербургского ювелира. Самыми ценными в коллекции считаются яйца "Коронация" (1897), "Долина лилий" (1898) и "Пятнадцатая годовщина" (1911), подаренные императором Николаем II императрице Александре Федоровне.